На планете одни и те же, по сути, происшествия могут получать совершенно разные оценки. И это нормально. Иначе никто ничему бы не удивлялся
В мире: нестабильность как постоянство
*…А самолеты продолжали падать. После катастрофы «Боинга» над территорией Донецкой области в Украине за последние дни произошло ещё две трагедии. В аэропорте столицы Тайваня Тайбэя совершил аварийную посадку лайнер трансазиатской авиакомпании, результат – 51 погибший, семеро раненных, всего летело на борту 58 человек. А в четверг СМИ объявили об утрате связи и гибели пассажиров рейса, который летел из столицы Буркина-Фасо в Алжир, катастрофа случилась близ столицы Нигера, очевидно, погибли все 116 человек, большая часть которых французы. Признаться, удивили комментарии пользователей новостных сайтов и соцсетей. Конечно, отрицать очень непростой конфликт вокруг крушения малайзийского «Боинга» и наличие в нем открытого внешнеполитического и криминального контекста нельзя. Потому как «Боинг» сбили, остается только разобраться (честно и без предубеждений), кто, и наказать преступников по всей строгости международных законов. Однако что однозначно грустно: пользователи сетей и сайтов, данные новоявленные спецы от авиации, «знают» все подробности и особенности авиационной техники, свободно ориентируются в тактико-технических характеристиках систем ПВО, ЗРК, как и что может стрелять, с какой стороны и так далее. Когда появились сообщения о трагедиях в Тайване и Нигере, снова понесся неконтролируемый поток рассуждений, где и какие сепаратисты, кто кому передал новый «Бук», кто за всем этим стоит. Однако ни в бывшей китайской провинции, ни в жаркой африканской республике сейчас нет никаких конфликтов, там произошли трагедии, связанные с погодными условиями, с техническими неисправностями, с ошибкой пилотов или диспетчеров. Откуда уверенность, что «сбили именно вот эти», что вообще кто-то имеет право на изначальную правоту? Ведь погибли люди – а о них, как ни странно, в этих спорах и компьютерных битвах просто забывают. И это очень плохой диагноз современного общества.
*Очень интересна конфигурация вокруг иранской ядерной темы. По заявлению международных экспертов, исламская республика снизила уровень обогащения урана до требуемых норм, какие не позволяют переходить к использованию атомной энергии для военных целей и объектов. Согласно международным договоренностям вслед за этим должно произойти знаковое событие: в Европе и США будут разблокированы финансовые средства, принадлежащие Ирану. А это 100 и 2,8 миллиарда долларов соответственно. Теперь окончательно стала ясной цена вопроса переговоров последних месяцев. Ведь не секрет, что любые ограничения или меры имеют свой запас прочности. В случае с Ираном меры были объявлены на заре президентства Махмуда Ахмадинежада, десять лет назад, и, пусть и с проклятиями, самоуверенными заявлениями, однако Тегеран справлялся с международной изоляцией в экономическом и политическом смыслах. Даже строил АЭС и ГЭС. Теперь деньги кончились, а население на выборах (что, кстати, ещё более важно) показало, что требует перемен. И новый президент Хасан Роухани это желание услышал. Фактически новое руководство страны выбирает сытость и покой граждан как гарантию стабильности исламского режима вместо заманчивых перспектив стать страной с ядерным оружием. А может, это просто необходимая передышка: кто мешает деньги перевести (в тот же Китай) и продолжать в прежнем духе? Однако опять под санкциями.
*В Украине же распалась парламентская коалиция, и правительство Арсения Яценюка подало в отставку. По сути, что произошло? О роспуске нынешней Верховной Рады не говорит только ленивый, более 70% граждан страны данную идею поддерживают, потому что после выборов состав парламента пусть и не коренным образом, однако значительно изменится. Например, Партии регионов явно не получить более 35-40 мандатов, а может, и вовсе не пройти, коммунистов не будет вообще, это очевидно. Другое дело, что в этом распаде и отставке пытаются увидеть начало извечного политического конфликта. Вышедшие из коалиции УДАР и «Свобода» открыто заявили: делают они это по политической причине, желают создать условия для досрочных выборов (а такое право у президента Петра Порошенко появится спустя месяц после распада коалиции, если не образуют новую). Да, надоело, да, нестабильность, однако масса примеров самых разных стран, где подобная ситуация норма. Самые показательные – Италия и Израиль. При этом Италия – не самая бедная страна в мире, а Израиль фактически каждый день находится под угрозой начала войны. Украина в этом смысле не богата, а военные действия на её территории – факт. Однако «оставив все, как есть», нельзя будет говорить ни о какой перспективе развития.
А вот роспуск фракции КПУ в Раде и идея запрета Компартии как таковой вызывает настороженность. Будем откровенны: особых симпатий данная организация давно уже не вызывает – слишком много у Петра Симоненко было шараханий из стороны в сторону, слишком много странностей, между которых четырехэтажный особняк Симоненко под Киевом (у Зюганова – всего лишь госдача). Однако вот распускать фракцию и запрещать партию в этих условиях – лишнее. Играет это против украинских властей: подобные запреты и роспуски практиковали как раз в Германии в начале 30-х годов прошлого века. И параллели данные никому сейчас не нужны. Ведь реально рейтинг коммунистов в Украине не дает им шанс на выживание в политике.
В России: с кем вы, деятели культуры?
История с запретом на въезд на территорию Латвии российских певцов Иосифа Кобзона, Олега Газманова и Валерии – это не просто «щелчок по носу», это такой себе ментально-ценностный конфликт. Причины запрета – позиция артистов по событиям в Крыму, участие в соответствующих массовых мероприятиях в марте нынешнего года. Что тут можно сказать? Во-первых, власти Латвии знали, куда и когда били – как раз сейчас в Юрмале проходит конкурс «Новая волна», и все трое обычно были гостями мероприятия. Так что логики «о ложке к обеду» не избежать. Во-вторых, эта история поднимает очень тонкую и важную задачу вовлечения деятелей культуры в политический процесс. Да, позиция у каждого творца может быть какая угодно, ведь много тех, кто поддержал действия российских властей и лично президента, а есть те, кто выступил против, подписи некоторых под разными письмами поставили без их ведома (о чем, например, заявил артист Александр Балуев), а кто просто не подписал и все (Алла Пугачева и Филипп Киркоров). В общем, сделал – отвечай. Позиция Латвии же в этом смысле точно такая же политическая и мотивированная. Эстония по тем же мотивам запретила въезд на фестиваль блюза Стивену Сигалу. И кому от этого стало хуже или легче? Другое дело, что свобода самовыражения в этом смысле куда важнее. Певец Иван Дорн, вышедший на сцену Юрмалы в пайте с гербом Украины (а он родился там) и с украинской песней – это как раз та самая свобода. А депутат Виталий Милонов, за это предложивший сразу запретить деятельность певца на территории РФ – это… Это ещё один повод констатировать, что в современной политике и культуре что-то идёт совсем неправильно.
Николай Карпов
Фото с twitter.com: в голландском аэропорту родственники и близкие погибших в катастрофе малайзийского «Боинга» встречают борт из Украины с телами и останками погибших