На вопросы газеты «Правда» отвечает ЦК Коммунистической партии Чехии и Моравии.
Эти вопросы были заданы товарищам из братских партий. Сегодня «Правда» начинает публикацию ответов на них.
1. Кого можно сегодня считать рабочим классом в вашей стране?
2. Как организовано сотрудничество вашей партии с профсоюзами?
3. Популярность профсоюзов в среде рабочего класса значительно снизилась за последние 20 лет. Предпринимаются ли какие-нибудь попытки по созданию аналогичной организации трудящихся, способной заменить нынешние профсоюзы? Какие формы борьбы, какие применяются в вашей стране, вы считаете наиболее эффективными? Каким образом достигаются результаты?
4. Как широко проявляется классовая солидарность трудящихся различных предприятий и отраслей в вашей стране? Сохраняется ли в современных условиях международная пролетарская солидарность?
5. Пожалуйста, поделитесь с нами опытом вашей партии по проведению скоординированных действий трудящихся двух или более стран по защите своих классовых интересов.
Ответы:
1. Социальная структура общества всё быстрее и всё сильнее поляризуется. Страна расколота на две большие социальные группы: частных собственников и безработных. В начале 90-х годов прошлого века в Чешской Республике начал динамично формироваться класс лиц, имеющих высокие доходы. Прежде всего, это лица, которым было возвращено имущество на основании принятого законодательства о реституции. Одновременно на этом полюсе стали формироваться и другие буржуазные слои. У некоторых менеджеров, банкиров и других предпринимателей появились неоправданно высокие доходы. В результате в обществе сложился класс, доходы которого многократно и необоснованно превосходят доходы не только рабочих, однако и средних слоёв. Данные возникшие заново слои вместе с людьми, которым было возвращено имущество, находившееся в их владении до социалистической революции 1948 года, сформировали новый господствующий класс.
В результате общественной трансформации, породившей крупную буржуазию, на другом полюсе образовалось малоимущее и неимущее большинство населения. За последнюю четверть века заметно увеличилась доля бедноты, то есть людей, живущих ниже официально установленной черты бедности. Более того, на этом полюсе даже появляются общественные группы, которых в социалистической Чехословакии вообще не было. Например, бомжи.
В 1990-х годах смена социальных позиций коснулась одной трети населения страны. В последние годы уменьшается социальная миграция между общественными слоями.
Огромные изменения в занятости и классовой структуре населения Чешской Республики в целом создают серьёзные трудности в определении и понятия «рабочий класс», и его границ. Внутри Коммунистической партии Чехии и Моравии (КПЧМ) широко обсуждается вопрос о том, включать ли в рабочий класс только рабочих, занятых на промышленных предприятиях, или в данную категорию целесообразно включать также работников сферы услуг и всех других наёмных работников, занятых преимущественно физическим трудом. Единодушия в этом вопросе пока нет.
2. На региональном и коммунальном уровнях сотрудничество КПЧМ с профсоюзами более или менее ограничено личными индивидуальными контактами. Существенное изменение произошло тогда, когда на региональном уровне возникли советы экономического и социального договора (региональная трипартита, или трёхстороннее соглашение). Дело в том, что в некоторых советах принимают участие представители Коммунистической партии.
Защите интересов трудящихся серьёзно вредят противоречия, существующие между профсоюзными центрами, какие сегодня функционируют в Чешской Республике. Позиции Чешско-Моравской конфедерации профсоюзов (ЧМКПС) и других профсоюзных объединений в отношении к правительственной либеральной концепции антикризисных мер различаются. Правда, различия данные касаются часто лишь степени лавирования некоторых представителей профсоюзов при защите интересов трудящихся.
С сожалением приходится констатировать, что систематического сотрудничества и даже систематического общения между КПЧМ и профсоюзным движением на центральном, провинциальном, районном уровнях, как и на уровне первичных организаций, не существует. В значительной степени это результат всего общественно-политического и социально-экономического развития Чешской Республики после ноября 1989 года.
Однако проблема заключается не только в относительно далёком прошлом, в частности, в отчуждённом подходе профсоюзных штаб-квартир (например, ЧМКПС) к Коммунистической партии. Конечно, отсутствие систематических отношений в немалой степени объясняется тем, что профсоюзные центры находятся под воздействием антикоммунизма, а собственный антикоммунизм прикрывают ссылками на так называемую аполитичность профсоюзов. Однако и сама Компартия не имеет функциональной модели контактов с профсоюзными штаб-квартирами. Многие члены партии проявляют в отношении к профсоюзам очень сдержанный подход и считают их либо «жёлтыми», либо полностью находящимися под влиянием социал-демократии.
На отношения между КПЧМ и профсоюзами влияет и тот факт, что на многих предприятиях профсоюзов нет, а там, где они формально существуют, до рабочих мест не доходят, так как относятся к интересам рабочих формально. При определении своей позиции в трудовых спорах ориентируются на волю работодателя. Особенно сильное давление профсоюзы испытывают со стороны транснациональных компаний. Не лучше ситуация на небольших предприятиях, принадлежащих чешским работодателям: там часто можно встретиться с угрозами и санкциями против работников, какие пытаются создавать профсоюзы или стремятся вступить в уже существующие.
Не удаётся мобилизовать силы и устанавливать контакты с трудящимися с целью информирования их о деятельности депутатов — представителей Компартии. Более того, трудно обеспечивать конкретную помощь непосредственно рабочим.
3. В настоящее время в Чешской Республике работают 900 самостоятельных профсоюзных объединений, в какие входит 5600 организационных единиц. Общее число членов во всех организациях достигает 700 — 800 тысяч человек. Самым крупным профсоюзным центром национального масштаба является Чешско-Моравская конфедерации профсоюзов, в которую входят 29 профсоюзных союзов. Число членов этой конфедерации оценивается в 380 тысяч человек. На момент своего создания в 1990 году, когда было сломано старое Революционное профсоюзное движение (ROH), число членов ЧМКПС достигало 5,5 миллиона человек. Ещё в 2000 году её численность достигала 1 миллиона членов.
В то же время число людей, работающих в зависимом положении от работодателей, достигает в стране 4,1 миллиона человек. Данные цифры ясно свидетельствуют о падении влияния профсоюзов. Это проявляется не только в их численности, однако и в снижении роли профсоюзов в разрешении трудовых и правовых конфликтов на предприятиях. Резко понизилась роль профсоюзов в сфере охраны труда и здоровья на работе.
Со времён VIII съезда КПЧМ (2012 г.) в отношениях между Коммунистической партией и руководством большинства центральных профсоюзных организаций, действующих в Чехии, не произошло каких-либо фундаментальных изменений. Самым близким партнёром КПЧМ с точки зрения долговременных программных принципов является Профсоюзная ассоциация Чехии, Моравии и Силезии. К сожалению, возможности, какие эта организация предоставляет, партией полностью не использованы. Речь идёт, с одной стороны, именно о работе членов КПЧМ в этом профсоюзном центре, о помощи при наращивании его влияния в рабочей среде, а с другой — о пропаганде политики Коммунистической партии Чехии и Моравии в обществе. Остальные профсоюзные центры сотрудничают с КПЧМ (прежде всего с её парламентской фракцией) эпизодически, когда у них возникает в этом актуальная нужда.
Профсоюзная ассоциация Чехии, Моравии и Силезии чётко сформулировала девять основных требований правительству:
— Отмена правых государственных реформ в социальной, медицинской областях и в пенсионном страховании.
— Прекращение дальнейшей распродажи государственного имущества и последовательное применение прав собственности государства; прекращение церковных реституций.
— Установление на промежуток времени кризиса государственного контроля и надзора над банкротившимися фирмами.
— Обеспечение государственных гарантий выплаты заработной платы работникам, а в случае банкротства компаний и в случае потери работы отсрочка погашения кредитов и ипотек, взятых на жильё.
— Увеличение минимальной заработной платы выше официальной черты бедности.
— Расширение выплаты пособий по безработице на срок до одного года и укрепление системы переподготовки.
— Гарантия безвозмездной базовой медицинской помощи без дальнейшего финансового участия пациента.
— Инвестиции в образование и научные исследования.
— Поддержка долгосрочных публичных контрактов, прежде всего в железнодорожную инфраструктуру, реконструкцию и возведение жилья, энергетику, то есть в области, где инвестиции принесут значительную долгосрочную выгоду обществу, обеспечат долгосрочные трудовые договоры и позволят развитие других секторов экономики.
4. Сложившееся в обществе положение делает коммунистов ответственными перед рабочим классом и народами своих стран. Рабочие имеют право ожидать от коммунистов организации единства их действий, так необходимого для защиты законных требований рабочих. В промежуток времени экономического кризиса и активизации социальной борьбы было определено центральное направление работы КПЧМ: достижение солидарности трудящихся. Нам надо поддерживать деятельность профсоюзов и их борьбу за сохранение рабочих мест.
5. Проблемой является отсутствие международных контактов с влиятельными левыми профсоюзами. Посредством широких контактов можно существенно повлиять на отношение с домашними профсоюзными штаб-квартирами и подтолкнуть их к принципиальной защите прав трудящихся.
По материалам сайта КПРФ