Россия готовится встретить знаковое медиа-событие: в феврале в широкий прокат выйдет уже покоривший Европу фильм «Левиафан» первый в истории постсоветской России удостоенный американской премии «Золотой глобус», выдвинутый на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и на премию Британской киноакадемии.
Золотой дождь
Североамериканская премьера «Левиафана» состоялась 10 сентября прошлого года в рамках международного кинофестиваля в Торонто, в самой престижной программе фестиваля «Мастера». Кроме того, «Левиафан» был успешно показан в программе кинофестиваля в Теллуриде (Колорадо, США), который принято считать первой витриной грядущего сезона оскаровских наград. Мировая премьера фильма «Левиафан» состоялась в основной конкурсной программе 67-го Каннского международного кинофестиваля, где картина была удостоена награды «За лучший сценарий». Кроме того, фильм уже получил несколько наград европейских кинофестивалей, в частности Гран-при фестиваля в Мюнхене и главный приз кинофестиваля в Сербии, в Паличе.
28 сентября решением Российского оскаровского комитета «Левиафан» был выдвинут Россией на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Председатель КПРФ Геннадий Зюганов назвал «Левиафан» фильмом с антинациональным характером, член Общественной палаты РФ Сергей Марков посчитал, что фильм Звягинцева идеологически обосновывает геноцид русского народа.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков признался, что фильм не смотрел, тем не менее с негативными оценками не согласился. Он отметил, что «Левиафан» стал самым известным российским фильмом за границей, и пообещал болеть за него в гонке за «Оскаром». «Единственное, что я желал бы как зритель, чтобы его сначала показали у нас в стране, а потом где-нибудь ещё», сказал Песков журналистам на церемонии вручения национальной кинопремии «Золотой орёл», где Звягинцев получил приз «За лучшую режиссуру».
Библейская легенда, европейская философия и американский сварщик
Официально фильм киноинтерпретация истории библейского персонажа Иова, поданная в условиях современной России (место действия городок на берегу Баренцева моря). Даже название взято из Книги Иова: Левиафан мифологическое чудовище. Английский философ Томас Гобсс (1588-1679) в своём трактате «Левиафан» использовал имя и образ библейского чудовища, принижающего человека, для описания могущественного государства («смертного Бога»).
На деле же прототипом главного героя стал американский сварщик из маленького городка Грэнби. «Одна знакомая рассказала мне историю о человеке, который жил в Колорадо и который взбунтовался против одной могущественной компании, признавался сам Звягинцев. Мы перенесли данную историю в Россию».
Сама по себе история не слишком широко известна, в том числе и благодаря сдержанности самых свободных на свете американских СМИ, тем не менее и вправду достойна экранизации. В Интернете даже десятилетие спустя можно найти страницы почитателей героя, столь же мало известных массовому потребителю медиа-продукта, как и он сам.
Фильм Звягинцева (вольно или невольно) это попытка лишить мёртвого героя посмертной славы, превратить его из победителя в побеждённого, уничтожив таким образом опасный символ. Почему же это так нужно и что же на самом деле такого важного произошло в Грэнби, штат Колорадо?
Его назвали Киллдозером
Марвин Джон Химейер (Marvin John Heemeyer, 1951- 2004) американский сварщик, владелец мастерской по ремонту автомобилей в маленьком городке Грэнби, штат Колорадо, с населением около 2300 человек. Он стал единственным из горожан, кто отказался уступить свой земельный участок начавшему расширяться цементному заводу «Mountain Park». Упрямцу перекрыли все коммуникации и подъездные пути к участку, на него «наехали» налоговая, пожарная инспекции, санэпиднадзор. Во время отъезда на похороны отца Марвину отключили свет и воду и даже опечатали мастерскую. Он оплатил штрафы и сборы, приложив к квитанциям краткую записку: «Трусы». А 4 июня 2004 года в 14.30 Химейер выехал из гаража в накрытом тяжёлым бронеколпаком бульдозере. На создание бронированного монстра, обшитого двенадцатимиллиметровыми стальными листами, проложенными сантиметровым слоем цемента, по одной версии, ушло около двух месяцев, по другой около полутора лет. Марвин оснастил его телекамерами с выводом изображения на мониторы внутри кабины, снабдил камеры системами очистки объективов на случай ослепления их пылью и мусором. Запасся продовольствием, водой, боеприпасами для трёх винтовок и противогазом. Тяжёлый броневой короб бульдозера не имел дверей и люков Химейер опустил его на шасси с помощью крана с дистанционным управлением, заперев себя внутри. Он не собирался остаться в живых.
Менее чем за два часа одинокий мститель снёс весь цементный завод, офис газовой компании, здания банка, городской администрации, пожарной охраны, товарного склада, редакции местной газеты, а также несколько жилых домов, принадлежавших мэру и членам городского совета и городской публичной библиотеки. Полиции, спецназу и местным егерям не удалось его остановить газ, три взрыва и более 200 пуль, выпущенных по Киллдозеру, на самом деле не причинили ему вреда. Властям пришлось эвакуировать полторы тысячи жителей и перекрыть все дороги, включая ведущее в Денвер федеральное шоссе №40.
Губернатор Колорадо оценил ущерб в 7 млн. долларов. При этом от рук Химейера не пострадал ни один человек: несмотря на то, что в 11 из 13 разрушенных зданий находились люди, он сумел никого не задавить, а ответный огонь вёл поверх голов полицейских. Когда бронированный монстр застрял в обломках универмага, Марвин застрелился. Его тело смогли достать лишь через полсуток.
Впоследствии пострадавшие получили страховку, а завод продал отхваченную территорию, отказавшись от первоначальных планов расширения. Такова реальная история Марвина Джона Химейера, настоящего героя-одиночки, о котором писали куда меньше, чем, к примеру, о гламурном наци-террористе Андерсе Брейвике, который стал звездой, убив незнакомых ему безоружных людей.
Ничего личного маркетинг
В творческой переработке, благодаря умелому продюсированию Александра Роднянского и режиссёрскому таланту Андрея Звягинцева, эта история приобрела благопристойный для западного зрителя вид, достойный престижных премий.
Библейский Левиафан метафора, как и отсылки к библейской истории Иова, а речь в фильме идёт о государственной машине, унижающей природу человека и лишающей его свободы. История, которая, по словам создателя фильма, «могла произойти где угодно», была обязана произойти именно в России и ни в коем случае не в США, хотя, возьмись кто-либо за экранизацию «Киллдозера», сварщик из Колорадо мог бы показаться российскому зрителю даже более «своим», чем выдуманный создателями «Левиафана» соотечественник. Тем Не Менее экранизировать настоящую историю Химейера не возьмется никто. Потому что за это не наградят и не заплатят. Тут дело вовсе не в политике, как утверждают либералы. Инвалютный «Левиафан» опасен для Правительства России не более, чем реальный Химейер для Белого дома.
Причина в том, что современный русский герой в экспортном варианте не имеет права победить даже ценой своей жизни (как, например, Марвин Джон Химейер). Это не прихоть создателей фильма. С точки зрения базовых принципов правящей международной демократии и «свободы слова» он обязан быть алкашом и терпилой. Не спешите обвинять создателей фильма в русофобии, они просто живут и зарабатывают как могут. А для кого снимался фильм, понять нетрудно хотя бы сопоставив даты выхода на экраны в США, Европе и в нашей стране, оплатившей издержки творческого поиска.
Вполне вероятно, впрочем, что фильм очень хорош. Он ведь делался на экспорт, с учётом вкусов европейского зрителя и взыскательного жюри.
Но я не собираюсь его смотреть.
Марвин Джон Химейер: «Иногда разумные мужчины должны делать неразумные вещи».
Александр Роднянский и Андрей Звягинцев.
Последний бой Марвина.
Николай ФИЛИППОВ.
По материалам информационного агентства Крымская правда