Совет по топонимике при Пермской городской Думе после некоторого отдыха от работы по искоренению советского периода истории страны и г.Перми, в частности, переименования улиц, носивших славные и привычные для нескольких поколений пермяков имена Кирова и Орджоникидзе, в безликие Пермскую и Монастырскую, снова взялся за дело.
По сообщениям в СМИ принято решение о сооружении памятника брату последнего царя Николая II, великому князю Михаилу, сосланному в Пермь и расстрелянному в 1918 году. По-человечески можно сожалеть о гибели и Михаила и брата его - царя Николая II, также расстрелянного в 1918 году в г.Екатеринбурге, а особенно его детей, как можно сожалеть о смерти любого человека.
Но в том-то и всё дело, что все они были не обычные люди, а члены царской семьи, кто в большей (царь Николай II), кто в меньшей мере носители высшей власти, а значит и ответственности за то, как они данную власть использовали. А использовал данную власть царь Николай II так, что вызвал справедливую ненависть подавляющего большинства управляемого им народа, что в конечном итоге привело к Февральской, а затем к Октябрьской революции. Кстати, арестовало царя Временное правительство, отнюдь не большевики, а правительство Англии, королевской семье которой царь приходился близким родственником, отказалось его принять, так что большевикам пришлось решать задачу царской семьи, доставшуюся им в наследство.
Проблема же была очень трудная и непростая, т.к. в России бушевала Гражданская война и к Уралу в 1918 году подходила армия Колчака. Любой член царской семьи, и великий князь Михаил, в том числе, мог стать знаменем белогвардейщины в этой войне. Организовывались заговоры по их освобождению, которое, если бы оно прошло, придало бы дополнительные и немалые силы белым в гражданской войне не на жизнь, а на смерть, что могло бы повлиять на её исход. В этом причина вынужденного расстрела царской семьи, в этом неумолимая и жестокая логика гражданской войны, а вовсе не кровожадность большевиков. Так было и во времена буржуазной революции в Англии, в ходе которой была отрублена голова королю Карлу I. Так было и во времена Великой французской революции, когда были казнены король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта. Это, конечно, знают хотя бы некоторые члены совета по топонимике, но сознательно и старательно замалчивают, вводя в заблуждение общественное мнение. Как знают и то, что до Николая II был зверски убит графами, братьями Орловыми царь Петр III (муж Екатерины II), как был растерзан в результате дворянского заговора под руководством графа Палена император Павел I, между прочим, с ведома своего сына Александра I.
Но – им можно, они – голубая кровь.
Возможно, помнят члены совета по топонимике, а если нет – напомню и хрестоматийные строки Пушкина:
Самовластительный злодей,
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы.
Ты – ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле!
Возвращаясь к великому князю Михаилу, следует сказать, что память о нем уже увековечена в памятной доске на здании общежития Пермского оперного театра на ул. Сибирской (ул. Карла Маркса – в советском прошлом). Это и уместно, и этого вполне достаточно, т.к. другими заслугами перед русским народом, кроме принадлежности к царской семье, Михаил не отметился.
Если же задаться целью увековечить в изваяниях значимые для Перми и края личности и события, то следует соорудить памятники, например, пароходчику и меценату Мешкову; фабриканту и меценату Савве Морозову, другу Чехова и Горького, владевшему заводом в поселке Всеволодо-Вильва, где бывали Чехов и Пастернак; замечательному детскому писателю А.Гайдару, работавшему в газете «Звезда»; великому советскому поэту В.Маяковскому, выступавшему в Перми в здании сельхозакадемии; трижды Герою Советского Союза летчику А.Покрышкину; генеральному авиаконструктору П.Соловьеву, авиадвигатели которого ПС-90 стоят на президентском самолете. Список можно продолжать.
Но это не вызывает интереса у совета по топонимике в его нынешнем составе, потому что не дает возможности лягнуть лишний раз большевиков и советскую власть.
Однобокую, идеологически заданную деятельность совета по топонимике, направленную на искоренение из памяти народной советского периода истории, с которым связаны главные социально-экономические достижения Перми и края, на разрушение цельности их культурно-исторического пространства, давно уже надо менять. Это возможно только с изменением состава совета, в котором должны быть достойно представлены люди, отстаивающие все лучшее из советского прошлого, желающие и умеющие его защитить.