Последние новости

Реклама

Прошедшие на прошлой неделе в Уфе саммиты БРИКС и ШОС эксперты оценили как создание новой глобальной политической реальности. Особый интерес у аналитиков вызвали решения о расширении Шанхайской организации сотрудничества.
Против кого дружите?

Стародавняя шутка: в кулуарах съезда Союза советских писателей известный литератор подошёл к группе что-то активно обсуждающих коллег и спросил: «Против кого дружите, старики?». Многое с тех пор изменилось, а шутка осталась. Прижилась она не только в среде творческой интеллигенции, но и на межгосударственном уровне: когда формируется тот или иной новый альянс, самая распространённая реакция — против кого?

При создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) императивом её деятельности провозглашался тезис: не быть против кого-то, а заниматься исключительно внутренними делами сообщества. При этом приоритет отдавался проблемам экономическим. О военном, блоковом аспекте ни-ни, только о том, что ШОС — не вооружённый блок.

Но так не бывает. Семидесятилетняя послевоенная история свидетельствует, что хозяйственная и боевая интеграции идут рука об руку. В 1949 году был подписан Североатлантический договор, который заложил основы нынешнего крупнейшего в истории человечества военного альянса НАТО. Очень быстро выяснилось, что без экономической поддержки военные структуры существовать не могут. И в 1951 году появилось Европейское объединение угля и стали, выросшее впоследствии в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), а затем в Европейский союз (ЕС).

Параллельно развивались события и по другую сторону мирового политического водораздела. В 1949 году социалистические страны в ответ на американские меры создали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В США новое объединение немедленно окрестили «кооперативом нищих». Это было обидно, но, к сожалению, справедливо: восточноевропейские страны, создавшие СЭВ вместе с СССР, и до войны не могли похвастаться бурным расцветом своей экономики. Война же и вправду разорила их. Но очень скоро СЭВ стал самым динамично развивающимся регионом мира. По оценке ООН, в рамках Совета на среднестатистического жителя производилось промышленной продукции в 2,5 раза больше, чем приходилось её в мире в расчёте на одного обитателя Земли. СЭВ был связан системой договоров и соглашений со многими странами и организациями, включая ЕЭС. Партнёрами Совета были такие разные государства, как Мексика и Финляндия, Индия и Египет…

Но социалистическая экономика нуждалась в защите. И в 1955 году была создана Организация Варшавского Договора (ОВД). Это был оборонный союз, призванный отбить охоту у любителей авантюр и защитить мирный труд народов социалистических стран. 35 лет ОВД с этой задачей успешно справлялась.

ШОС, конечно же, это не СЭВ и не ОВД. Но время может сделать реальностью весьма серьёзные вызовы. В «послужном списке» Соединённых Штатов множество войн — «холодных», «горячих», экономических, пропагандистских, гибридных. Корея и Индокитай, Фолькленды (где США формально не участвовали, но предали своего официального союзника — Аргентину, сообщив англичанам самую секретную военную информацию из Буэнос-Айреса). Потом ещё были Югославия, Ирак, Афганистан. Плюс перманентная «холодная война» против СССР и его союзников. А также закулисные интриги во время вооружённых конфликтов на Ближнем Востоке.

Говорят, сейчас всё иначе. Но, как считают на Востоке, волк никогда не будет есть траву. Поэтому перед странами ШОС могут встать во весь рост новые, смертельно опасные вызовы. Не думаю, что кто-нибудь из лидеров, собравшихся на саммит ШОС в Уфе, желал бы разделить участь Слободана Милошевича, Саддама Хусейна или Муамара Каддафи (которого растерзал американский спецназ, небрежно загримированный под беснующуюся, озверевшую толпу). Поэтому в Уфе и говорили о миротворческих акциях, говорили аккуратно, чтобы не дать повода Соединённым Штатам и их сателлитам развернуть против ШОС глобальную пропагандистскую кампанию.

Конечно, решения уфимского саммита потребуют большой работы для их реализации. Никто не склонен упрощать ситуацию. Ислам Каримов, который в Ташкенте будет принимать следующий саммит ШОС, высказался по поводу начала процесса вступления Индии и Пакистана в ШОС весьма неоднозначно:

— У меня один вопрос: а насколько длинно это будет проходить… вступление… обсуждение… это нерядовые государства… и с ними ядерное оружие ещё! Это не просто изменит политическую карту! Но и расстановку сил! Надо посоветоваться!

Можно, конечно же, и посоветоваться. Западные эксперты считают, что Каримов прежде всего озабочен положением Узбекистана в ШОС: будет ли теперь слышан скромный голос его страны в басовитом квартете четырёх ядерных гигантов, способных заставить многих изменить свою точку зрения. На это другие возражают: у Узбекистана проблемы с соседями — Киргизией и Таджикистаном. На их границах постреливают, мир и дружба пока ещё не пришли в данный треугольник. Тут и без ядерного оружия можно нарваться на очень серьёзные неприятности. В том-то и смысл новаций, реализованных в Уфе: миротворческий голос ШОС теперь будет звучать куда весомее. И если кто-то вынужден будет подать сигнал «SOS!», реакция на него последует весьма убедительная. Причём связь «SOS!» — ШОС относится не только к странам Центральной Азии. Армения и Азербайджан получили ныне статус «партнёров по переговорам» в Шанхайской организации сотрудничества. А это значит, что они обрели новую, очень значимую площадку для переговоров по карабахской проблеме, которая уже много лет отравляет международную атмосферу. И не только на Кавказе.

Нелёгкий путь к миру

Насколько сложен путь к миру для стран ШОС, стало очевидно в Уфе в связи с иранской ситуацией. Эксперты полагают, что начало оформления полноправного присоединения Ирана к ШОС должно было быть положено именно в башкирской столице. Просматривалась аналогия с Индией и Пакистаном. Соответствующая заявка из Тегерана поступила. Но президент Исламской Республики Иран Хасан Роухани неожиданно улетел на родину утром 10 июля. Официальное объяснение — переговоры по ядерной программе Тегерана, какие эта страна ведёт в Вене с «шестёркой», вступили в решающую фазу и президент должен быть в столице, чтобы держать руку «на пульсе событий». Неофициальное объяснение — в Тегеране готовился грандиозный «марш ненависти» под антиамериканскими и антиизраильскими лозунгами. Неучастие в нём Роухани могло политически повредить ему. Поэтому президент не только прибыл в Тегеран и приветствовал «марш ненависти», но и сделал специальное заявление, суть которого такова: бороться с американским империализмом и его союзниками требуется вне зависимости от хода переговоров в Вене.

Аналитики считают, что решение «6+1» вряд ли немедленно скажется на судьбе Ирана. Снятие американских санкций (раскалённый краеугольный камень многолетних споров) требует утверждения сенатом США. Сейчас конгресс ушёл на каникулы. И маловероятно, что он соберётся на заседание раньше осени. Более того, чтобы торпедировать договорённости, нужны 64 голоса сенаторов. У республиканцев, не одобряющих соглашения с Тегераном, — 60 мест в сенате. Противникам Обамы необходимы ещё 4 голоса, и взять их можно только у демократов. Здесь специалисты предвидят длительный межпартийный торг с неопределённым финалом и неясными сроками.

Американский росчерк на греческой карте

Аналитики считают, что греческая карта стала фактором сложнейшей политической игры на мировом ломберном столе. В промежуток времени, когда демонстрировалась так называемая греческая трагедия, много говорилось и писалось о весьма чувствительных вещах. Средства массовой информации делали упор на защите независимости страны и недопустимости ущемления социальных прав народа. Тут кипели запредельные страсти. Хотя некоторые элементы системы социальной защиты в Элладе выглядят не так уж катастрофично — лучше, чем, например, в России. Но пропаганда не может претендовать на абсолютную научную стерильность — у пропаганды свои задачи. И с этим бесполезно спорить.

Однако есть и один несомненный факт: в рассуждениях о греческих событиях очень слабо высвечивался американский фактор. Скромно поминалось и членство Греции в НАТО.

Между тем Эллада не просто член НАТО. Ей в этой структуре отводится весьма существенная партия — она играет ключевую роль на южном фланге Североатлантического альянса.

Эта страна включена в список государств, в которых будет резко усиливаться военная составляющая НАТО. И делаться это будет с антироссийских позиций: цель — предотвратить действия РФ, какие объявляются экспансионистскими. Наряду с Грецией в список «прифронтовых государств» включены Эстония, Латвия, Литва, Польша и Румыния. Перечень открыт для расширения. На американском политическом жаргоне данные члены НАТО именуются «наконечником копья».

Более того, Греция входит в немногочисленную группу членов НАТО, полностью выполняющих свои финансовые обязательства перед альянсом. Многие куда более богатые страны Североатлантического союза финансовой дисциплиной не блещут. А вот Греция — совсем иное дело.

Естественно, что интересы НАТО не могут игнорировать США. Они и не игнорируют. Но действуют тихо, не выходя на авансцену. В отличие от операции на Украине, где всё делается «внаглую».

Американцы, по мнению экспертов, решили вмешаться только тогда, когда накал «греческой трагедии» поднялся до и вправду опасного уровня: германская фрау канцлерин и греческий премьер поднялись из-за стола переговоров, намереваясь покинуть зал заседаний. Их остановил и вернул «на рабочие места» глава евробюрократии Дональд Туск.

У немцев к тому времени уже существовал план отлучения Греции от еврозоны. Ципрасу в этом случае ничего не оставалось, как вернуться в Афины и встать во главе антиевропейского массового движения, которое, по оценкам экспертов, немедленно поддержали бы в Москве и Пекине.

Это создавало реальную угрозу для южного фланга НАТО, что для Вашингтона было категорически неприемлемо. И там дали команду, разрешающую грекам тратить оборонные ассигнования для смягчения позиции кредиторов, читай — Германии.

Ципрас направил в Берлин и в столицы других государств — членов альянса новейшие предложения. В них содержался перечень мероприятий, какие сделают впечатление начала оплаты долгов: сокращение оборонных расходов, пересмотр системы налогообложения, действующей на греческих островах, увеличение налогов на судовладельцев, приватизация (в частности, инфраструктурных объектов), работа по реформированию пенсионных и других социальных выплат, увеличение НДС для ресторанов и гостиниц…

Список Ципраса оживлённо комментировали СМИ. Отмечалось, что снижение трат на оборону было бы невозможно без согласия Вашингтона, ведь это затрагивает интересы НАТО. Эксперты полагают, что США проведут сеть финансовых акций, в результате которых за греческое решение заплатят другие страны — члены Североатлантического союза.

Повышение налогов, поступающих с греческих островов, напрямую затрагивает интересы многих сверхбогатых людей в разных странах мира (прежде всего — в США). Именно они владеют этими территориями. Там созданы подлинные райские уголки — девственная пышная природа, роскошные виллы, вблизи которых пасутся драгоценные яхты, взлётно-посадочные полосы для личных самолётов. И всё это в окружении изумительно красивого (чистого!) моря. На тех островах, где есть гостиницы, для постояльцев созданы условия, какие напоминают о сказочных садах Семирамиды. Правда, и стоит это соответственно: как шутят греки, в таких отелях банка кока-колы продаётся по цене цистерны. При этом вип-владельцы райских кущей платят чисто символические налоги в греческую казну. И не одно греческое правительство прежде не рисковало обидеть этих «жирных котов» — могли быть затронуты интересы тех, кто влияет на судьбы мира.

Аналогичная история и с компаниями, владеющими огромным и очень доходным греческим торговым флотом. Истинные хозяева этих трансграничных конгломератов в большинстве своём живут в Америке. И также платят символические налоги в Греции. До сих пор их финансовый разбой проходил мимо внимания греческих фискальных органов.

Для изменения ситуации, очевидно, потребовалось решение Вашингтона. Сегодня оно есть. И опять-таки дело тут не в чистоте помыслов американских сильных мира сего. В Греции усиливается влияние России и Китая: тут уж волей-неволей приходится жертвовать интересами некоторых денежных мешков.

В том, что Столица России и Пекин в Элладе не призраки, а вполне реальные политические субстанции, аналитиков убеждают приватизационные планы местного правительства. В них — приватизация портов Салоники и Пирей (15 минут на метро от Афин; построена эта линия специалистами СССР). Для НАТО перспективы приобретения в процессе приватизации важнейших греческих портов Москвой и Пекином выглядят пугающе. Но в нынешней ситуации глубочайшего раскола в Североатлантическом альянсе вряд ли такое развитие событий можно предотвратить.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля