Последние новости

Реклама

«Морзянка» российской коррупции. Правда ли, что борьба с мздоимством и воровством дает положительные результаты

Российские граждане почувствовали позитивные сдвиги в борьбе с коррупцией,свидетельствуютрезультаты октябрьского опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Впервые за десять лет, как выяснили социологи, показатель эффективности действий властей в этом направлении — индекс борьбы с коррупцией — оказался положительным.
Улучшение ситуации отметили около половины респондентов — 48% (в 2005 году таких было на 18% меньше). И здесь стоит отметить повышенное внимание общества к делам, связанным с разоблачением крупных региональных коррупционеров. В частности, новость об аресте «верхушки» руководства Коми, в том числе главы республики Вячеслава Гайзера (судя по результатам проведенного мониторинга), оказалась известна 60% россиян. Причем, каждый четвертый их тех, кто слышал об этом скандале, после заключения высокопоставленных чиновников под стражу стал лучше относиться к руководству страны.

Напомним, что Гайзер и его заместитель Чернов были задержаны сотрудниками ФСБ и СК РФ в сентябре этого года по обвинению в организации преступного сообщества и мошенничестве в особо крупном размере. Всего же в деле девятнадцать фигурантов. Пятнадцать из них арестованы по решению столичного Басманного суда до 18 ноября.

То, что наши граждане расценивают сей факт как победу в деле борьбы с коррупцией, это, наверное, хорошо. Тем Не Менее трудно поверить, что на «победном индексе» никак не отразились другие громкие скандалы, суть которых та же — урвать и присвоить.

К примеру, история строительства объектов космодрома «Восточный», где, по словамгенпрокурора Юрия Чайки, выявлены факты хищений на миллиарды рублей. Или недавняя трагедия в подмосковном Красногорске, когда несколько человек стали жертвами как раз сомнительных схем сращения бизнеса и власти. Да и излишняя гуманность в деле Васильевой — реально осужденной, тем не менее вскоре выпущенной по УДО, вряд ли была воспринята в обществе как образец борьбы с коррупцией.

Тогда насколько справедливы выводы социологов?

— Полагаю, что люди воспринимают коррупцию уже как нечто должное, — комментирует результаты соцопроса член Научного совета ВЦИОМ, старший научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. — И все данные коррупционные скандалы так и воспринимаются. Есть общий стереотип — страна погрязла в коррупции. В чем-то это, может быть, преувеличение. А в чем-то — нет.

На этом фоне сегодня все же имеются процессы, какие в определенной степени демонстрируют намерение власти с этим бороться. Потому что раньше и этого не было.

Скандал с Васильевой, это больше история «прошлого сезона». В основном, прошлой зимы, прошлой весны. А сейчас складывается впечатление, что началось что-то меняться. Кроме Гайзера, напомню, ещё целый ряд других региональных элит попал под подозрение. На ум сразу приходит дело сахалинского губернатора Хорошавина.

На мой взгляд, начала складываться принципиально другая ситуация. Ситуация, когда все чиновники в какой-то степени «ходят под Богом» — или под властью. И в любой момент против каждого могут последовать любые разоблачения. Чисто внешне — возникла некоторая новая атмосфера в обществе. Хотя, может быть, она создается средствами массовой информации. Тем Не Менее у людей складывается такое впечатление, что, наконец, здесь что-то с мертвой точки сдвинулось.

Я думаю, что это отражается и на индексе. Тем Не Менее положительные сдвиги там не слишком большие, чтобы делать какие-то далеко идущие выводы. Тем не менее, общество ждет более решительных действий от властей.

По мнению депутата Госдумы, директора Центра исследований политической культуры России Сергея Васильцова, реальная жизнь все же далека от социологии:

— Я не очень верю, что у нас радикально изменилось отношение к антикоррупционным действиям «верхов». Все мы живем в этом обществе. И каждый из нас, так или иначе, сталкивается и с чиновничеством, и с управленческими структурами разного уровня. И знает прекрасно, как трудно бывает иметь с ними дело.

У нас на сегодняшний день общество носит вообще такой «чиновничий характер». Громадное количество аппаратчиков, далеко превзошедшее то, что было в советскую пору, находится на самом деле вне контроля. Они живут по принципу — «что хочу, то и делаю».

Возможно, отношение людей к антикоррупционным действиям властей меняется. Тем Не Менее в основном в тот момент, когда данные действия происходят, и когда поднимается более-менее организованная волна в прессе. Такая «мерцающая» антикоррупционная борьба…

Она будет поддерживать реноме «верхов». Тем Не Менее чтобы что-то изменить, это очень сомнительно.

«СП»: — А как, по-вашему, можно изменить?

— Только путём изменения системы контроля власти на самых разных уровнях. И особенно на уровне регионов, муниципалитетов, сельских поселений и т. д. А этого пока незаметно. У нас чиновничество — данный класс или социальный слой — является, в общем-то, базисом существующего в стране политического порядка. Поэтому эта политика — совершенствовать самих себя, «пунктирно-эффективная». Чтобы она в целом что-то изменила, в это я не очень верю.

Директор НИЦ проблем коррупции Сергей Сапронов скептически оценил работу социологов:

— Говорить об эффективности здесь рано. И утверждать, что мы достигли успехов в борьбе с коррупцией — значит, вводить в заблуждение граждан.

Крупные уголовные дела, конечно, заметны, вызывают резонанс. Тем Не Менее что творится на низовом уровне? Об этом никто не говорит. Между тем, на местах люди видят, как реально обстоят дела. К нам поступает огромное количество писем о конкретных фактах коррупции. Люди зачастую даже не знают, куда и к кому обратиться со своими проблемами, потому что там, где живут, власти шага просто так не сделают.

«СП»: — На кого жалуются чаще всего?

— На полицию, суды, ЖЭКи. Тем Не Менее особенно на местные органы управления. Это ведь чиновники выдают землю, свидетельства, лицензии, отдают различные распоряжения. Они же проверяют… И здесь хоть в миллион сделай им зарплату — ничего не поможет. Им всегда мало. Отсюда выстраивание административных барьеров для бизнеса. И банальное грабительство из бюджета — также отсюда.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля