Несмотря на протестный порыв тысяч европейцев, какие выходят на улицы, выступая против соглашения о зоне свободной торговле с США, брюссельская бюрократия, продолжает вести переговоры со своими заокеанскими кураторами. Акции противников экономического «похищения Европы» уже прошли в Германии, Австрии, Финляндии, Бельгии и Швейцарии. В Лондоне манифестанты развернули баннер «Руки прочь от демократии» перед зданием парламента. Европейцы не верят уверениям чиновников из Брюсселя о том, что создание зоны свободной торговли между ЕС и США будет способствовать экономическому росту. Напротив, в условиях экономического кризиса, усугубляемого процессом «великого переселения народов» из ближневосточной зоны бедствия, данный шаг, как они считают, приведет лишь к усилению позиций корпораций и росту безработицы.
Однако, несмотря на декларируемые властями «цивилизованной Европы» установки на прозрачность и открытость в процессе принятия решений, они предпочитают не обращать внимания на такие «мелочи» как общественное мнение. Брюссельские переговорщики, скорее, отдают дань демократическим условностям. Так, еврокомиссар по вопросам торговли Сесилия Мальмстрем, как пишет испанская El País, «приняла близко к сердцу критику». Впрочем, подтвердив сам факт ведущихся переговоров, она не стала вдаваться в подробности, а лишь сообщила, что «контактирует со всеми двадцатью восемью столицами государств, входящих в Евросоюз».
Как выясняется, «контактирование» фактически сводится к тому, что национальным властям стран-членов ЕС позволят ознакомиться с готовым договором. Понятно, что ознакомительный характер не предполагает внесения каких-либо изменений в документ. Вашингтону, видимо, не составило особого труда найти консенсус с представителями евроатлантического лагеря, какие давно занимают командные высоты в «коммунарных» органах ЕС.
Формально договор вступит в силу после того, как 28 стран дадут ровно такое же количество положительных ответов. По словам Сесилии Мальмстрем, подготовлен «узкий список персон, какие получат допуск к документу». Им то и предстоит «донести правду» до своей национальной общественности. Правда, многие европейские эксперты не без оснований предполагают, что персональный состав счастливчиков отбирается Брюсселем в соответствии с инструкциями из администрации США. Так что «евроскептикам» и прочим политическим протестантам будет трудно вообще проникнуть в читальный зал Европарламента, где итоговый документ обещают выложить для «всеобщего ознакомления».
Что на самом деле скрывается за соглашением, которое преподносится евробюрократией как взаимовыгодный торговый проект, и почему в таком случае он окружён плотной завесой секретности?
Доцент кафедры мировой политики СПбГУ Дмитрий Барышников считает, что необходимо различать экономическую и политическую составляющую этого проекта.
— Что касается первой, то США желали бы не просто вскрыть рынок ЕС, который им традиционно доступен, а закрепить своё присутствие на нём чёткой нормативной базой. Преследуя при этом интересы своих крупных корпораций, банков и инвестиционных фондов.
Очевидно, что главным бенефициаром любой интеграционной структуры выступает самый сильный. Хотя экономическая составляющая, видимо, учитывает и интересы брюссельской бюрократии.
В том, что касается политического аспекта, то здесь равноправие между США и их европейскими партнёрами было изначально невозможно. Учитывая американское военно-политическое доминирование в Европе. События последних лет убедительно продемонстрировали, что элиты ЕС, мягко говоря, не всегда способны единолично принимать ключевые решения. Даже если они касаются, собственно, самой Европы.
«СП»: — Судя по массовым акциям протеста против подписания Трансатлантического договора, европейцы догадываются об этом…
— Разумеется. Однако особенно они опасаются усиления влияния США в военно-политической сфере. Обе договаривающиеся стороны из Брюсселя и Вашингтона предпочитают не делать достоянием широкой общественности детали переговорного процесса. По Той Причине в ходе него обсуждаются довольно щекотливые вещи, затрагивающие интересы всех членов ЕС. Обнародование подробностей может негативно повлиять на европейских избирателей и сказаться на их отношении к своим лидерам.
«СП»: — Не может ли следующая уступка Вашингтону дополнительно активизировать национально ориентированные силы в Европе, поставив под удар общеевропейский проект?
— Мы видим, что такой процесс уже идёт. Неслучайно на выборах в Швейцарии победили правые консерваторы. То же самое касается и Польши, где верх взяли консерваторы в лице партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского. С другой стороны, успехи правых сил связаны не только с попыткой включить Европу в орбиту американского влияния (что, по факту, уже давно имеет место быть).
В значительной мере это объясняется внутренними процессами, связанными с наплывом беженцев из Ближнего Востока и Северной Африки, а также всевластием общеевропейских органов, которую диктуют свою волю из Брюсселя.
Безусловно, то, что США ведут себя в Европе «по-хозяйски», играет на руку евроскептикам. В этом смысле проект Трансатлантического договора объективно направлен на разрушение европейской интеграции. А ситуация с мигрантами может и вовсе добить европейский проект. В этом плане время для форсирования создания ТТИП (Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство — ред.) выбрано Вашингтоном очень удачно.
«СП»: — Когда на Брюссель оказывается такое мощное давление (экономический кризис, мигранты, разрыв отношений с Россией), Вашингтон пытается смонтировать новые евроатлантические «скрепы»?
— В таких условиях у США больше шансов «тихой сапой» протащить свой проект, по возможности, не привлекая к нему внимания со стороны рядовых европейцев. Давайте вспомним, что изначально ЕС задумывался как региональная интеграционная структура. Нечто вроде «Соединённых Штатов Европы». То есть, не как альтернатива (или, тем более, придаток) США, а как ещё один сопоставимый центр силы на международной арене.
Естественно, такой подход никогда не нравился американским элитам. На данный раз предлагают не только «ядерный зонтик» и многочисленные военные базы, однако и создание общего рынка, который будет охватывать почти половину мировой экономики. Кто против этого устоит? Если данный проект поддержат крупные государства ЕС, другим будет просто некуда деваться.
По мнению независимого экономиста, инвестиционного консультанта Владислава Жуковского, американцы пытаются удержать Европу в орбите финансовой глобализации, построенной на «долларовом империализме».
— Они расширяют зону своего влияния и рынки контролируемого транснациональными корпорациями капитала. С одной стороны, США подминают под себя европейский рынок через создание ТТИП. А, с другой, осуществляют подобный манёвр в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
«СП»: — Насколько это выгодно самой Европе?
— Белому дому нет до этого никакого дела. Во всём мире идёт процесс консолидации капитала. Одновременно ведётся борьба за перераспределение мирового рынка сбыта. Что становится особенно актуальным по мере погружения экономики в новую фазу рецессии.
Никакого выхода из системного кризиса 2008−2009 гг. найдено не было. ФРС просто включила на полную мощность печатный станок, обнулила процентные ставки. При этом США в полтора раза нарастили госдолг, провели необеспеченную эмиссию в размере более $ 6 трлн. Несмотря на все усилия, мировая экономика с 2013 года активно затухает. «Покатились» Китай и страны БРИКС. Это говорит о том, что мы через 1,5−2 года рискуем сорваться в экономический «штопор».
В условиях глобальной финансовой турбулентности и хаоса на валютно-финансовых рынках главной задачей становится не стремление выжить, а «умереть последним».
«СП»: — В чём суть американской игры в «последнего героя»?
— Их задача подавить точки роста на периферии за счёт дорого доллара. На протяжении почти трёх десятилетий в Америке происходило снижение процентной ставки, что сопровождалось огромной эмиссией. В результате доллар превратился в мировую валюту фондирования. Теперь США будут выжимать финансовые соки из всей мировой экономики. В том числе из стран группы БРИКС и Европы. Подавляя, тем самым, своих конкурентов.
Надо понимать, что в США сложилась самая высокотехнологичная экономика в мире - при всех её макроэкономических перекосах. Они контролируют порядка 80% всех производственных и управленческих технологий. Мировой экономикой сегодня правит не столько IT сектор, сколько Human technologies. Именно управление сознанием и общественными процессами — это главный ресурс американцев.
Их задача под красивыми разговорами о кооперации, свободной торговле и благах процесса разделения труда вскрыть таможенные границы юго-азиатского и европейского регионов. Чтобы подавить на новых нишах всех своих конкурентов. Может быть, за исключением Германии, Великобритании и, отчасти, стран Бенилюкса. А всю юго-восточную Европу ожидает волна банкротств. Данные страны не выдержат открытой конкуренции с американским капиталом, технологиями, промышленностью и даже сельхозпроизводством.
Европу и Китай ожидает шторм на финансовых рынках. В такой ситуации, чтобы остаться на плаву, США должны придумать схему перераспределения национального дохода европейских и азиатских стран. Это необходимо для того, чтобы сохранить своё доминирование в финансовой системе, в сфере IT технологий и промышленности.
«СП»: — Экономически «вскрыв» Европу, США наносят удар по Китаю, который планирует нарастить объём товарооборота с ЕС в рамках проекта «Новый Шёлковый путь»?
— Это будет одним из последствий, которое лежит на поверхности. В качестве ответной меры руководство КНР будет вынуждено втянуться в «гонку девальваций». Интеграционные проекты США — это современная модификация «плана Маршалла». Однако теперь он распространяется на весь мир. Американцы устроят всем своим конкурентам мощное кредитно-денежное сжатие, ФРС остановит работу печатного станка и запустит механизм удорожания американской валюты. Тем самым, провоцируя бегство капитала с мировой периферии.
Приведу такую цифру — начиная с прошлого года с развивающихся рынков «утекли» капиталы на сумму более $ 1трлн.
«СП»: — Европу также затронет данный процесс?
— Несомненно, несмотря на частичную его «репатриацию», которая произошла летом этого года. У евро неважные перспективы. Думаю, к концу года мы увидим курс евро по отношению к доллару на уровне 1,05, весной будет достигнут паритет, а в перспективе движение будет к 0,85 и ниже.
«СП»: — Однако ведь крепкий доллар не обеспечивает конкурентоспособность американской экономики?
— Главное преимущество США состоит в том, что они торгуют технологиями и капиталом. Охватив весь мир, могут элементарно разобраться со своими конкурентами. Ещё глубже подсадив тех на иглу своих внешних займов. При этом более крепкий доллар сделает более дешёвым импорт из-за рубежа. Контролируя Human-tech, который неэластичен по цене, можно сокращать торговый дефицит даже при высоком курсе доллара.
Ещё один важный момент — по аналогии с соглашением о Транстихоокеанском партнёрстве США собираются создать такую же зону свободной торговли с ЕС, на которую будут распространяться пониженные экологические стандарты. Это открывает европейский рынок для американских производителей ГМО, не апробированных биотехнологий (включая генную инженерию). Не секрет, что в Европе стандарты жёстче, чем в США. Отсюда задача — открыть европейский рынок, превратив его в большой «базар», на котором будет безраздельно хозяйничать продукция американского «химпрома».
«СП»: — Как отразится экономическое поглощение Европы на самостоятельности принимаемых органами ЕС и национальными властями политических решений?
— Ответ, по-моему, очевиден. Указанные процессы будут способствовать формированию единого глобального управляющего класса. Поэтому его европейские представители совершенно спокойно совещаются с американцами за закрытыми дверями. Не принимая в расчёт интересы широких европейских масс. Трансатлантические элиты относятся к гражданам государств-членов ЕС по формуле — «сытые животы, пустые мозги».
Так готовится деградация умственного потенциала населения стран Европы. При этом их животы будут наполняться дешевеющими калориями продукции низкого качества. Задача европейцев, с точки зрения американцев — побольше есть (создавать спрос для транснационального капитала) и задавать поменьше вопросов. Резюмируя, США и связанные с ними ТНК, превращают Европу в большой «желудок». На кону огромный куш — контроль над европейским рынком. А это полмиллиарда населения, и $ 16,8 трлн ВВП.