Последние новости

Реклама

Валерий Косарев: Я пошел туда, куда я не хочу
Глава городского округа Ялта рассказал «Газете» о местном менталитете, как сделать бюджет социальным и почему не собирается отдавать долг Ощадбанку 
Южной столицей Крыма неофициально всегда считалась Ялта. Отсюда и повышенный интерес к её руководителям. Глава муниципального образования городско­го округа Ялта Валерий Косарев оказался во время законного отпуска на рабочем месте. 

– Почему вы не на отдыхе?

– Взял билеты в Нижний Новгород по святым места, обещали мне настоящую Россию показать, однако сейчас ситуация, когда надо быть в городе…

– Вы глава ялтинского депкорпуса, а его работа идёт жёстко по повестке дня. Какие сейчас самые проблемные вопросы?

– Развитие круглогодичного курорта, борьба за чистый город, наполнение бюджета, решение транспортных проблем… Это вопросы, какие мы не решили, и они переходят на 2016 год.

– А если обозначить проблемы точечно – по посёлкам Большой Ялты?

– Самая большая проблема – это предоставление услуг на местах. На Самом Деле город Ялта замкнул на себе предоставление всех административных услуг. В посёлках и в Алупке осталось по 4-5 человек в исполнительной власти. Полномочий у них на самом деле нет. Это вызывает недовольство местных жителей, вынужденных ездить за каждой справкой в Ялту. Сегодня мы ставим цель – возвращение части услуг обратно в посёлки. 

Досье

• Родился 21 июня 1957 года в Ялте.

• Трудовую деятельность начал плиточником в объединении «Ялтаспецстрой». Работал разнорабочим Ялтинских художественно-производственных мастерских.

• После армии окончил государственный университет им. Т. Г. Шевченко.

• Работал учителем географии.

• Затем был назначен директором ялтинской средней школы № 6.

• Руководил украинско-российским гуманитарно-экономическим колледжем, а также Ялтинским филиалом Европейского университета.

• В 2010-2014 годах являлся депутатом ВС АР КРЫМ (с марта 2014 года – ГС РК), возглавлял Постоянную комиссию по образованию, науке, делам молодёжи и спорту.

• 29 сентября 2014 года избран председателем Ялтинского городского совета.

Мне удалось договориться с нашей кадастровой службой: они составили план-график выездных приёмов и принимают документы по вопросам прав собственности, переоформления и прочего на местах. С 9 ноября служба начала выезжать на места, и очереди резко уменьшились. Однако это только один элемент.

– Что можете отнести к своим заслугам за год работы?

– Не к личным заслугам, а к заслугам депкорпуса совместно с городской администрацией мы относим то, что у Ялты сегодня один из самых социальных бюджетов. По налогам и сборам город выполняет план процентов на 140. А если точнее, то в результате одной крупной сделки по продаже земельного участка. Это бывший санаторий «Тессели» на границе Фороса и Севастопольской администрации. Ещё при Украине он был под инвестпроектом, инвесторы – россияне, и они его выкупили. Эта удачная продажа дала в бюджет 600 миллионов.

– При Украине это был бы почти весь бюджет Ялты…

– Представьте себе. И социальный бюджет заключается в том, что мы сегодня впервые на социальные проблемы: образование, развитие спорта, поддержку молодёжи, пенсионеров и ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО) – выделили денег больше, чем на другие отрасли, – более 800 млн рублей. На культуру – более 200 млн, на ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО) – более 350 млн, на образование – более 280 млн рублей.

– Насколько бюджет на образование, напрмер, больше, чем при Украине?

– Примерно в 9-10 раз. И это без затрат по федеральной целевой программе (ФЦП). Потому что по ФЦП предусмотрены 2 детских садика, 2 школы, очистные сооружения – а это уже миллиарды.

Проработав в Верховном Совете 4 года, мне так и не удалось, будучи председателем комитета, вернуть хотя бы один детский садик, взятый в частную собственность или в отраслевые министерства. А сегодня мы при поддержке главы республики и Госсовета вернули уже пять! Кроме того, приняли порядка 40 общежитий в коммунальную собственность. И у жителей этих общежитий впервые за 30-40 лет проживания в них появилась возможность получения ордера. Это на Украине не решалось вообще никак.

– А почему тогда и сегодня чиновников так не любят, и Ялта в этом не исключение?

– Я проработал почти 28 лет руководителем образовательных учреждений – от средней школы до высшего учебного заведения – и никогда не ощущал такой нелюбви людей, как за год работы чиновником. Когда ялтинцы приходят с проблемными вопросами, они желают решить всё, сразу и сейчас. Иногда задачу нельзя решить по объективным причинам, иногда – по субъективным. Однако есть и другое: к сожалению, большая часть чиновников не отзывается на беды людей. Ведь можно даже отказать, однако так красиво объяснить, что человек уйдёт довольным. Если вы чего-то не смогли сделать, поддержите, ободрите, через некоторое время позвоните, установите контакт с человеком и не ленитесь общаться даже после того, как вы ему отказали. Вас по-другому будут воспринимать.

– Этому вас учили в педагогическом вузе, с которого вы начинали?

– Нет, этому меня учили в Коммунистической партии Советского Союза. Дело в том, что в Крыму последние 23 года на самом деле не велась никакая кадровая политика. А советская школа подбора кадров во многом себя оправдывала. Там людей обучали, и не важно, работал он чиновником или руководил промышленным предприятием. Были различные курсы, университеты, какие работали в вечернее время. Найдите сейчас хотя бы одного молодого человека, который пришёл во власть за последние 10 лет и, не являясь выпускником педагогического вуза, понимал, что такое психология, социология, что такое педагогика. А чиновник, в принципе, – это психолог и педагог.

– Вы, наверное, книги по психологии читаете? Иначе как управлять «взрывным» ялтинским депкорпусом?

– Газеты нет времени читать! В Большой Ялте до 2014 года было более 250 депутатов – поселковых и городских. Только в самом городе было 50 депутатов – сегодня их 28. Нагрузка на депутатов увеличилась в сотни раз. Округа избирательные раньше были и 90 человек, как, например, в Симеизе, а сегодня у нас округ начинается от 4,5 тысячи и до 7 тыс. избирателей на одного депутата. Многие вала свалившейся работы не выдерживают. Что помогает управлять, так это четыре года работы председателем комитета в Верховном Совете Крыма, где очень чётко была поставлена работа комитетов, депутатов. Я там получил большой урок. Я трижды избирался депутатом Ялтинского городского совета, причём во времена наиболее сложные – это первый созыв 1991 года, развал Советского Союза.

– Какого принципа в жизни стараетесь придерживаться?

– Не убий…

– При вашей работе это логично… Как снимаете стресс?

– Лучший вариант от стресса для меня – 20-25 минут зарядки по утрам, причём в любую погоду. Что касается вечера, то стресс снимается только одним – это спокойная обстановка в доме. Включил телевизор, взял книгу по истории. Из всех дисциплин, несмотря на то что я географ, больше всего люблю историю. У меня очень много интересной литературы – и Костомаров, и Карамзин, и Соловьёв. Однако читаю сразу не много: одну страницу, потом мне требуется час подумать, что происходило и почему – это очень отвлекает. 

– У ялтинцев есть какой-то свой менталитет?

– Безусловно, есть менталитет города-курорта. Ялтинская молодёжь со времен Союза не стремилась идти работать на стройки, а стремилась в сферу услуг. Есть и положительная сторона. Коренные ялтинцы, люди, живущие здесь давно, болезненно воспринимают уничтожение вечнозеленой Ялты. Если здесь так будет продолжаться возведение и вакханалия не будет остановлена, то вечнозелёная Ялта останется только на кладбищах… Далеко ходить не надо, возьмите цветные фотографии Ялты, скажем, 15-летней давности, сделанные со стороны моря, и сделайте аналогичные фотографии нынешнего города. Вы увидите сегодня дома, дома и между ними изредка торчат наши высокие сосны и кипарисы. Раньше было наоборот.

БЛИЦ-ОПРОС

Секрет семейного счастья: общие интересы, понимание, компромиссы и не искать в семье главного.

Люблю готовить: рыбу на костре на сетке, причём любую.

Хобби: собирать грибы или травы на Ай-Петри.

Самые яркие впечатления детства: в 10 минутах от барака, где мы жили, были пустыри, где росли съедобные мушмула, хурма, груши дикие. И вот когда плоды созревали, это для нас было самым лучшим моментом.

Любите ли водить машину: поймал себя на мысли, что, обдумывая что-либо, не смотрю на дорогу. Я понял, мне за рулём быть нельзя. Уже 15 лет не вожу машину.

Домашние животные: кошки Даша и Маша. 7 лет назад летом, на день рождения сына, их котятами принесла во двор и бросила полудикая кошка.

– Вы также себе дом построили в Ялте?

– Да, мне по наследству достался небольшой дом от мамы, и я начал строить в 1998 году, а в 2011-м его закончил. И напишите, что взял в кредит 100 тыс. долларов в Ощадбанке, до сих пор 80 тыс. долларов не вернул.

– А согласны вернуть данные деньги?

– Да никогда в жизни! И я вам скажу почему. Ведь я брал кредит в 2007 году в американской валюте, когда доллар стоил 4 рубля (гривны). Однако Ющенко в 2008 году обвалил гривну, тогда она стоила и 10, и 12, потом 8 гривен. Так вот по процентам, если взять доллар даже по 8, я давно уже выплатил данные 100 тыс..

– Вопрос борьбы с коррупцией всем жутко надоел, по-вашему, её можно победить?

– Если бы с коррупцией никто не боролся, начиная от правоохранительных органов и завершая общественными организациями и отдельными порядочными гражданами...  Отпустите коррупцию на полгода – трудно представить, что бы произошло. 

– Вы создали с нуля вуз, вы считаете, частное образование лучше государственного?

– Я всегда был сторонником того, что высшее образование должно быть на 90% государственное, несмотря на то что у меня было частное. Качественное образование могут давать подконтрольные государству вузы. Когда я в 90-е годы был депутатом городского совета, мы вели непримиримую борьбу с 17 высшими учебными заведениями: вузы открывались в троллейбусных парках, в санаториях... Это было не образование, а профанация – субъекты хозяйственной деятельности по печатанию дипломов. 

– Почему вы в своё время выбрали географическое образование?

– Я, честно говоря, шёл на юрфак, однако не поступил, пошёл на географию. У меня было два желания: я желал быть адвокатом и желал много путешествовать. Кстати, со своей женой познакомился в 1981 году на географическом факультете, и в следующем году у нас будет юбилей – 35 лет совместной жизни. Жена потомственный педагог, заслуженный учитель Украины и Крыма – она подготовила ученицу, которая впервые в истории Крыма стала призёром международной олимпиады по географии в Индии. 

– У вас двое взрослых детей и двое внуков. Внуков воспитываете по новой «демократичной» системе?

– Особой возможности воспитывать нет – внуки живут отдельно. Однако до школы они от бабушки с дедушкой никогда не желали уходить, рвались к нам, потому что тут вкуснее, слаще и природа, они же живут в квартире. А как пошли в школу, уже не очень рвутся. Дома родители особо внимания на их обучение не обращают, а бабушка – педагог! И тут они попали круто.

– У вас кумиры есть?

– Никогда не сотворял себе кумиров и не буду этого делать. Единственное – есть люди, к которым я относился и отношусь с огромным уважением. Это Есенин, Высоцкий и Тальков. Очень люблю группу «Любэ». В своё время мне удалось даже пообщаться с Расторгуевым. Спокойный, выдержанный человек.

– Адвокатом вы не стали, а путешествовать удаётся? 

– С путешествиями не получилось так, как бы мне хотелось. Меня интересует, скажем, не Гавайи или Фиджи, а Индия. Именно древние храмы, это всё опять же связано с моей тягой к истории. Я бы поехал на раскопки в Иерусалим, посмотрел, что собой представляют древние храмы и пирамиды инков, ацтеков. 

– По сути, вас тянет на «родину магов». А в жизни были «магические» случаи?

– Магические случаи в моей жизни – это появление порядочных людей, какие судьбоносно меняли мою судьбу. Отработав четыре года в Верховном Совете Крыма, я не стремился быть мэром Ялты – главой муниципального образования. Я видел у моих ребят-учеников стремление быть мэром... Я был классным руководителем Алексея Боярчука (экс-мэр Ялты. – Ред.). Так что я пошёл туда, куда я не хочу. И за год столько грязи получил в моём родном городе, сколько не получал за 57 лет жизни вообще. Потому что город сложный, политика, рвачество, жадность к земле, к имуществу… Плохо, конечно, для моих внуков, что у меня нет ни одного торгового объекта, ни одной торговой точки на ЮБК, ничего! Даже машину и дом я купил за счёт кредита в Ощадбанке. А с другой стороны, зацепить меня сегодня сложно именно потому, что у меня ничего этого нет.

Фото автора.


По материалам информационного агентства Крымская газета

Тоже важно:

Дата: 25 ноября 2015 | Разделы: События
25 ноября 2015

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля