Последние новости

Реклама

Юрий Нифонтов: Признание не в наградах, а в глазах зрителей

- Юрий Борисович, на Севастопольском фестивале вы представляли фильм, неоднозначно принятый зрителями и критикой — «Ужас, который всегда с тобой». Само название не вселяет оптимизма. Как вы сами относитесь к нему?
- Как к интересной, непроходной работе. Сюжет начинается незамысловато: живёт в типичной однокомнатной квартире в маленьком провинциальном городе интеллигентная пара средних лет. Существование их уныло и однообразно: дом — работа, работа — дом. Как у многих. И вдруг, что называется, крутой поворот: в тесную даже для двоих квартиру вселяется отряд спецназовцев, которым дано задание задержать диверсанта из квартиры напротив. Вот они его и ждут. Жизнь супружеской пары превращается в ад, и они приходят к выводу: не надо гневить Бога и жаловаться на то, что твоя жизнь невыносима — она может быть ещё хуже. Это моя вторая работа по сценарию Юрия Арабова. Первая — Земляника в картине Павла Лунгина «Дело о мёртвых душах» по Гоголю.
- Не смутило предложение сыграть в картине со странным, мягко говоря, сюжетом, к тому же у не столь известного режиссёра, как Лунгин?
- Все сценарии арабовские необычные. Юрий очень любит Гоголя и весь в гоголевской теме маленького человека. Он показывает нам, что с маленьким человеком делает власть, как она его может сломать.

В таких фильмах я готов сниматься с утра до ночи. Даже почти бесплатно.
- Даже если сценарист и режиссёр доводят изображаемое до абсурда?
- А наша жизнь не абсурд? Украинский флаг многие годы над панорамой «Оборона Севастополя» — не абсурд? Какое Украина имеет отношение к севастопольской обороне? При всём уважении к украинскому народу… У меня дедушка украинец. Однако когда читаешь утверждение, что Украина появилась раньше России, извините… Фильм данный — концентрация того, что происходит на всём нашем постсоветском пространстве.
- Страшновато наблюдать, как ваш герой влюбляется в силу...
- А мы разве не влюбляемся в силу? Сталина не любили? А Ельцина, который был преступником, развалившим страну вместе с Кравчуком и Лукашенко? Мы, как и мой герой, любим силу. Особенно интеллигенция — она же тянется к тому, чего у неё нет. Согласитесь, что в этой картине при всей её странности, как вы заметили, есть главное — тема. То, что нынче не так уж часто встретишь на экране, и это беда нашего кинематографа. Посмотришь фильм и не ответишь на вопрос: о чём он? Ну отметишь хорошую игру актёров, операторскую работу… И всё. Вышел из зала — и ничего для себя не вынес.
- Что ещё вас не устраивает в российском кино?
- Американизация и европеизация. Это самая большая беда российского кино.

И телевидения, кстати. У меня принцип — ни за какие деньги не сниматься в ситкомах — жанре «ситуационной комедии», ставшем частью американской культуры. Жду, когда создателям этих «шедевров» и «телемыла» надоест одурачивать зрителей забавными сюжетами при полном отсутствии режиссуры. Мы уже давно переплюнули Мексику и Бразилию в создании слезливых сериалов, догнали американцев. Надеюсь, этому скоро придёт конец. Ведь это ничего общего с нами, с нашими традициями не имеет. Докатились до того, что в России пошло расслоение актёров на сериальных и несериальных
- Всё же сериал сериалу рознь: скажем, «Ликвидация» и «Бедная Настя»…
- Согласен. «Ликвидация» — телефильм. «Бедная Настя» — пена, беда. «Дом — 2», «Камеди клаб» — беда. Кстати, меня приглашали в художественный фильм по сценарию «Камеди клаб», посулив хорошие деньги. Отказался.
- Традиционный вопрос: в Крыму снимались?
- С удовольствием отвечаю: посчастливилось. В картине «Смерть шпионам». География съёмок картины, рассказывающей о противостоянии фашисткой разведки и советской контрразведки во время подготовки Ялтинской конференции глав государств-союзников, обширная — от Старого Крыма до Севастополя. В Казачьей бухте снимали возле знаменитой 35-й береговой батареи, где земля буквально пропитана духом войны и кровью героических защитников города русской славы. Так глубоко погрузился в былое, что оно навсегда вошло в душу.
- Вы много снимаетесь, несмотря на занятость в театре, в училище, где преподаёте актёрское мастерство. Никогда не отказываетесь от предложенных киноролей?
- Снимаюсь и вправду много, однако подхожу к ролям избирательно. Меня этому научил наш великий режиссёр, мой учитель в кино Алексей Герман, у которого я снимался в картинах «Хрусталёв, машину» и «Трудно быть богом».
- Как работалось с Алексеем Юрьевичем?
- Непросто, однако с удовольствием и с пользой. Такого уровня режиссёров немного, поэтому каждую возможность используешь для себя на полную катушку. И понимаешь, что общаться с таким талантом — счастье. Мне вообще с этим везёт. Снимался у Владимира Хотиненко в «Гибели империи» с замечательными актёрами Александром Балуевым, Сергеем Маковецким, Марией Мироновой. У Александра Адабашьяна в картине «Азазель», где моими партнёрами были Илья Носков, Марина Неёлова, Сергей Безруков. Повезло поработать с Александром Миттой в картине «Лебединый рай» вместе с Валентином Гафтом, Амалией Мордвиновой, Михаилом Ефремовым. Снимался в картине Владимира Грамматикова «Горыныч и Виктория», в сериале «Гардемарины, вперёд»
у Светланы Дружининой.
- Многие актёры стремятся к званиям, считая их единственным свидетельством признания, ведущим к успеху и популярности. Вы из их числа?
- Да с чего это? Звание ничего не даёт, кроме того, что тебя похоронят в пределах Москвы.
- И ничуть, по-вашему, не влияет на самооценку?
- К самооценке звание не имеет никакого отношения, хотя приятно, конечно, что не остался незамеченным, однако отношусь к этому спокойно: дали и дали. В картине «Семеро смелых» сыграл Пётр Алейников, который званиями отмечен не был, однако был любим народом, его все знали. А есть народные, которых никто не знает: назовёшь фамилию, а никто не вспомнит, где играл. Признание для меня — в глазах зрителей во время и после спектакля, после фильма. А ещё признание зрителями успехов моих учеников.
- И таких у вас много?
- Хватает. Всех перечислять не буду, назову Марину Александрову, Свету Ходченкову, имена которых у всех на слуху. Успешно снялась в главной роли в картине Натальи Наумовой «Год лошади — созвездие Скорпиона» юная Кристина Козинская, которая, думаю, будет столь же востребованной и любимой зрителями. Для меня счастье — наблюдать за такими учениками.
- В чём отдохновение находите после напряжённой работы?
- В общении с женой. У меня замечательная жена Юлия Пивень, мы вместе в театре сатиры служим. Ведущая актриса. Зрители знают её по главным театральным ролям в «Укрощении строптивой», в «Мольере» и других популярных спектаклях. Много снимается в кино. Вообще, семья — это главная опора в жизни. Чем раньше это поймёшь, тем счастливее жизнь проживёшь.

Досье

Заслуженный артист России, актёр театра и кино Юрий Борисович Нифонтов родился в 1957 году. Окончил театральное училище имени Б. Щукина. Играл в театре имени Вахтангова, на сцене Российского академического молодёжного театра. С 2001 года работает в Московском академическом театре сатиры. Доцент Театрального училища имени Щукина. Активно снимается в кино. Между лучших работ в кинематографе — роли в картине «Поп» режиссёра Владимира Хотиненко, в фильме Алексея Германа «Трудно быть богом», в сериалах «Вольф Мессинг: видевший сквозь время», «Смерть шпионам. Скрытый враг», «Гибель империи», «Дети Арбата».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля