60 лет назад началась операция Советской Армии "Вихрь", имевшая целью очистить территорию Венгерской Народной Республики от фашистских мятежников, вдохновляемых и поддержанных западными спецслужбами.
СОБЫТИЯ, происходившие в конце октября - начале ноября 1956 года, представляются сейчас официальной пропагандой Венгрии и западных стран, а также некоторыми "деятелями" у нас в России как "народное восстание" против "коммунистической тирании". В действительности это была попытка США и их сателлитов, опиравшихся на фашистские и антикоммунистические силы в самой Венгрии, дестабилизировать обстановку и, свергнув власть Венгерской партии трудящихся (ВПТ), вырвать страну из сферы советского влияния, установить там прозападный режим. То есть осуществить схему, реализованную в странах Восточной Европы спустя три с лишним десятка лет.
А зимой 2013 - 2014 годов, наблюдая того же рода "народную революцию" на улицах Киева, невозможно было удержаться от сравнений с Будапештом 1956-го: слишком явным было сходство методов, которыми оперировали кукловоды "народного протеста" в том и другом случаях.
Истоки и предпосылки
Во Второй мировой войне Венгрия была союзником гитлеровской Германии. Фашистская идеология здесь пользовалась определенной популярностью. К середине 1950-х годов на территории страны оставалось немало её приверженцев: одни находились в тюрьмах, другие на свободе, затаившись, ждали своего часа.
Страна же, став на путь социалистического развития, переживала грандиозные социальные преобразования. "Низы" общества получили доступ к высшему образованию, уровень жизни рос, перед людьми открывались невиданные возможности. У народных масс не было объективных причин для недовольства, ведущего к революции. Основания быть недовольными имели крупные землевладельцы и буржуазия: в ходе национализации они потеряли собственность и жаждали реванша.
Ускоренная индустриализация по советскому образцу привела к тому, что многие крестьяне переезжали в города, меняя свой веками устроенный сельский быт на новый жизненный уклад. На какой-то момент, лишенные прежних устоев, люди "повисали" между старой жизнью и новой, оказывались как бы потерявшимися. И в состоянии этой потерянности могли стать легкой добычей разного рода краснобаев и политических авантюристов.
После выступления Хрущевана XX съезде КПСС с разоблачением культа личности Сталина западные спецслужбы резко активизировали подрывную работу в Восточной Европе. Запад возлагал большие надежды на идеологический кризис и раскол в руководстве стран "народной демократии", спеша воспользоваться открывшимися возможностями.
В частности, военную подготовку будущие венгерские мятежники проходили под руководством инструкторов из британской разведки Ми-6 на секретных базах в Австрии. Одновременно с территории ФРГ запускались тысячи воздушных шаров с антикоммунистическими листовками. На территории Венгрии подпольно действовал ряд клерикальных организаций, окормляемых венгерской католической церковью. Возглавлял церковь кардинал Йожеф Миндсенти, ставший в октябре 1956-го одним из руководителей "восстания".
Финансирование клерикалы получали от своих заокеанских покровителей.
Немалую роль в подготовке кровавой вакханалии сыграл комитет "Свободная Европа", исподволь через свои филиалы, дипломатические и разведслужбы, через трансляции по одноименной радиостанции лживых пропагандистских программ готовивший почву для осенних событий.
"Мирные студенты" и обезображенные трупы
Подрывная работа "друзей венгерского народа" приносила свои плоды, особенно в молодежной среде. Катализатором критических настроений стала отставка Первого секретаря ЦК ВПТ Матьяша Ракоши, "лучшего ученика Сталина", состоявшаяся 18 июля 1956 года. Партию возглавил Эрне Гере, проявивший себя как разумный политик. Он не хотел идти на поводу у деструктивных сил, плясавших под дудку своих заграничных хозяев, поэтому также был заклеймен "сталинистом".
Кумиром будапештской фронды стал Имре Надь - опальный функционер ВПТ, демагог и изменник. Впрочем, последнее его качество проявится позже, а пока Надь строил из себя горячего сторонника "демократического социализма с человеческим лицом", как позже его идейные потомки - Дубчек и Горбачев.
Активная часть мятежа началась 23 октября с демонстрации - поначалу мирной, с красными флагами и лозунгами о советско-венгерской дружбе. Но по ходу движения к демонстрантам присоединялись группы, выкрикивавшие совсем другие лозунги. Они требовали отставки правительства и создания нового - во главе с Надем, вывода советских войск, отмены изучения русского языка в школах, отмены празднования Дня освобождения от фашизма.
По радио выступил Э. Гере, резко осудивший демонстрантов. В ответ "мирные студенты", внезапно оказавшиеся хорошо вооруженными, пошли на штурм Дома радио. Появились убитые и раненые.
Толпа, собравшаяся перед главным управлением полиции, требовала снятия с фасада красных звезд и освобождения заключенных. Данные требования были незамедлительно выполнены. Одновременно в районных полицейских управлениях мятежники захватили большое количество оружия: полицейским был отдан приказ не стрелять и не вмешиваться.
В ночь на 24 октября руководство ВПТ приняло решение о назначении Надя премьер-министром, выполнив первоочередное требование мятежников. Вместо принятия мер по наведению порядка Надь ограничивался половинчатыми заявлениями, заняв позицию "и нашим, и вашим". В результате ситуация лишь усугублялась. В Будапеште шли уличные бои, а введенные в город части Советской Армии не могли начать операцию по ликвидации мятежа без меры венгерского руководства. Для переговоров в Будапешт прибыли члены ЦК КПСС Микоян и Суслов, председатель КГБ Серов.
В данные же дни в страну с территории Австрии активно завозилось оружие, часто в машинах с опознавательными знаками Красного Креста.
25 октября во время митинга перед парламентом с чердаков близлежащих зданий был открыт огонь. Пострадали как демонстранты, так и охранявшие парламент советские солдаты. Как и зимой 2014 года в Киеве, личности стрелявших не были установлены, но разгоряченная толпа объявила виновными во всем сотрудников госбезопасности. С этого момента по всей Венгрии начались жестокие расправы над ними. Их обливали кислотой, вспарывали животы, вешали вниз головой, разрывали на части, кастрировали.
Выступая по радио тремя днями позже, Надь назвал происходившее в стране "революцией". Было объявлено о роспуске Венгерской народной армии, о прекращении деятельности ВПТ. Членам партии, оборонявшим общественные здания и райкомы, поступило предписание сдать находящееся на руках оружие. Сдавшие вскоре заплатили за это своими жизнями.
Советские войска по требованию Надя покинули Будапешт.
Из тюрем были выпущены фашисты, отбывавшие наказание за военные преступления, и уголовники. Боевики захватили будапештский горком ВПТ - несколько десятков коммунистов были повешены толпой после жесточайших пыток. По всей стране началась охота на "лиц, сотрудничавших с коммунистическим режимом", членов их семей, советских военнослужащих.
Последним было запрещено покидать расположение части. Правительство Надя, окончательно сбросившего личину "демократического коммуниста", объявило о выходе Венгрии из Организации Варшавского Договора. В этих условиях иностранные покровители "народной революции" почти торжествовали победу.
Но в Москве уже понимали всю гибельность происходившего для системы народной демократии, равно как и для геополитических интересов СССР в целом. Назрела необходимость разрубить донельзя затянутый венгерский узел.
И грянул "Гром"
Гибельность пути, по которому с подачи западных кукловодов пошла страна, понимали многие и в самом Будапеште. Входивший в правительство Янош Кадар и ещё три министра 1 ноября покинули свои посты. Они заявили: "Мы... не можем далее безучастно относиться к тому, чтобы под прикрытием демократии контрреволюционные террористы и бандиты зверски убивали наших лучших братьев - рабочих и крестьян, держали в страхе наших мирных граждан, создавали в стране анархию и надолго отдали весь наш народ под иго контрреволюции".
Было объявлено о формировании венгерского революционного рабоче-крестьянского правительства, официально обратившегося к руководству СССР за помощью.
Разработкой плана военной операции руководил маршал Г.К. Жуков, на тот момент министр обороны СССР. Командование было поручено маршалу И.С. Коневу.
В 6 часов утра 4 ноября в эфир по радиосвязи был направлен кодовый сигнал "Гром". Он означал начало операции "Вихрь" по подавлению контрреволюционного мятежа. Основные боевые задачи в Будапеште возлагались на Особый корпус в составе двух механизированных и стрелковой дивизий, какие должны были овладеть мостами через Дунай, зданиями парламента и ЦК ВПТ, вокзалами, другими важными объектами и не допустить подхода подкреплений противника к городу.
Для захвата важнейших объектов в каждой дивизии были созданы штурмовые отряды, усиленные десантниками на боевых машинах и танками. Несмотря на упорное сопротивление мятежников, советское командование отказалось от идеи воздушной бомбардировки кварталов Будапешта: применение авиации неминуемо привело бы к значительным жертвам между мирного населения.
В дополнение к войскам Особого корпуса на территорию Венгрии были введены 38-я и 8-я механизированная армии. Им поручалось взять под контроль основные объекты за пределами столицы. Всего в операции "Вихрь" участвовали более 15 танковых, механизированных, стрелковых и авиадивизий, две воздушно-десантные дивизии, железнодорожная бригада.
В течение первого дня операции основные цели были достигнуты: по большому счету, боевикам, даже прошедшим обучение в заграничных тренировочных центрах под руководством опытных натовских инструкторов, нечего было противопоставить профессионализму и боевой выучке советских солдат и офицеров, многие из которых прошли Великую Отечественную. Не имея значительного численного перевеса, советские войска добивались успеха благодаря выверенной тактике уличного боя.
Поддержку частям Советской Армии оказывали "гусары Кадара" - добровольческие дружины коммунистов и Союза трудящейся молодежи Венгрии.
Основным очагом сопротивления оставался кинотеатр "Корвин", укрепленный штаб мятежников с двумя артиллерийскими батареями, танками, зенитными установками. Многие улицы вокруг него были заминированы. Но к утру 7 ноября благодаря мужеству наших бойцов это осиное гнездо также было уничтожено.
В течение двух последующих дней центральные районы города были полностью очищены от боевиков. К 11 ноября по всей территории Венгрии вооруженное сопротивление прекратилось.
Государственный изменник Надь и несколько его подельников позднее были казнены по приговору суда.
Советский Союз своевременным вмешательством в венгерские события на стадии погружения страны в бездну хаоса не просто защитил своих партнеров по Восточному блоку. В той ситуации мы не просто действовали согласно духу и букве заключенного в 1955 году Варшавского Договора, подписанного в том числе и Венгрией (об этом "либералы", твердящие о "советской агрессии", стараются не вспоминать). Вмешавшись, СССР предотвратил гражданскую войну в центре Европы, ценой жизней своих солдат спас сотни тысяч жизней венгерских граждан. Людей, обреченных на заклание недрогнувшей рукой заокеанских кукловодов и их европейских подельников точно так же, как позднее были обречены на заклание сотни тысяч граждан Югославии, Ирака, Ливии, Сирии.
Но вместо благодарности за мир и процветание, которыми Венгрия 1960 - 1980-х годов обязана нашим воинам, остановившим захлестнувшее её безумие, мы в новый раз слышим с высоких трибун дежурный бред о "советской агрессии" и "задавленной революции". Слышим и не реагируем. А реагировать надо - и предельно жестко.