«С чистой совестью, встав на путь исправления» – по идее, именно так должны выходить на свободу граждане, желающие больше не возвращаться в места лишения свободы. Администрация учреждений старается, чтобы бывшие сидельцы стали и вправду бывшими и нашли место в жизни. Некоторые из них поделились своими планами, сообщает издание «Крымская газета».
Бывший осуждённый Сергей: Стараемся забыть эту историю
Работает мастером участка МУП «Авангард». На работу взяли сразу после отбывания срока наказания. По специальности он сантехник, им и трудился до получения судимости. Срок получил в мае 2014 года за угон чужого автомобиля.
– С друзьями решили взять автомашину покататься, вечером она стояла возле какого-то дома. Шли-шли, трезвые все, увидели машину бесхозную и решили прокатиться. Больше с ней ничего делать не собирались. Поскольку-то получилось. Хотя и своя машина была (а угнали «жигуль»), и семья хорошая, и работа. Я до сих пор удивляюсь, как мог это сделать. Судимость эта у меня первая и последняя – это точно. В колонии был год, и год и 23 дня мне заменили на менее строгое наказание с удержанием процента от зарплаты.
Как говорит Сергей, на работу в МУП взяли без проблем, даже приглашали. Поначалу, разумеется, дворником, а за год поднялся до мастера участка. Даже исполнял обязанности главного инженера.
– Люди ко мне очень хорошо относились, никогда никто меня за полтора года не упрекнул в том, что я судим, не напомнил об этом.
В колонии, вспоминает Сергей, относились к нему также нормально – находилась она в Ростовской области, и крымских там было много. Но поначалу их старались в учреждении на работу не брать.
– То ли боялись, что убегут, то ли ещё почему. Но я написал заявление, и меня трудоустроили без проблем. Я работал за колонией – это колония-поселение, мы там только ночевали, а работали в колхозе. И я не скажу, что это одна из лучших колоний, были там и свои трудности. Но очень сильная поддержка была со стороны семьи. Хотя когда я получил срок, было очень тяжело, у нас маленький ребёнок – ну куда с ним ездить? И я не желал, чтобы они добирались со всеми пересадками в Ростов, чтобы дочь это всё видела, ей же тогда было шесть лет. Мы с женой решили, что она не ездит, тем более что и срок у меня небольшой. И я с первого дня решил, что в колонии надолго не задержусь, заслужу менее строгий режим и скоро буду свободен. Хотя жена и плакала, и на суд приезжала, и в колонии хотела навещать.
Сейчас у Сергея старший сын учится на юриста, дочка заканчивает третий класс, учится на четвёрки-пятёрки.
– Мы, если честно, про эту историю и забыли уже всей семьёй. Я после этого многого добился, очень мне дала возможность инспекция по исполнению наказаний – у меня же были проблемы и с получением российского паспорта, и с установлением гражданства. Много надо собирать документов, и инспекция отозвалась. И помощь оказывали не только в столице Крыма, но и в Бахчисарайском районе, где я был раньше прописан.
Бывший сиделец Александр: Не стоит связываться с плохими парнями
– Купил себе перед Новым годом коробку «травы», вышел оттуда, где купил, и меня сразу взяли. Сам особо «травой» не баловался. Просто праздник желал с друзьями отпраздновать – я же не пью алкоголь, вот в чём дело. И других способов отдыха не видел. Дали мне минимальный срок – три года. При экспертизе у меня наркотического состояния обнаружено не было.
Сейчас Александр уже знает альтернативные способы отдыха – например, спортом занимается.
Отбывал назначенный судом срок наказания в следственном изоляторе Симферополя, морально там ему, как признаётся, было очень сложно. Из-за срока у него разрушилась предыдущая семья.
– Готов и другим ребятам сказать: не лезьте туда, куда не надо. Потому что тогда у меня и работа была – занимался электрикой. Сейчас устроился на работу, также электриком. Естественно, через знакомых – устроиться с судимостью, я считаю, в этот день нереально. У меня просто хорошая репутация как у специалиста. Люди увидели объекты, какие я делал, и позвали к себе. А всё, что касается наркотиков и подобного, я теперь обхожу третьей стороной, – говорит Александр.
Он считает, что срок для него стал одним из важных уроков в жизни и вывод таков: никогда не стоит связываться с плохими парнями.
Сергей: Надо только на ноги встать
Сергей два с половиной года отбывал наказание в СИЗО Симферополя. У него целый набор статей – оружие и наркотики. В таких случаях большая часть подозреваемых уверяет, что это «менты подбросили». Но у Сергея из Алушты всё это было обнаружено при обыске – кто-то из знакомых заявил.
– Всё это моё было, – рассказывает Сергей, – покупал, баловался. Оружие у меня было просто для самообороны, сам его и сделал. А хранил дома амфетамин – я позволял себе его принимать раньше, но сейчас не употребляю.
Четыре с половиной года лишения свободы дали Сергею за его «подвиги», два с половиной он отсидел в СИЗО, а два года – на исправработах в качестве замены режима содержания. В изоляторе трудился в котельной, оператором. На работу устроился сразу же после отсидки, уже три месяца работает сварщиком. Эту специальность он получил как раз в изоляторе. Правда, он признаётся, что и до этого работал сварщиком, но вот документов, подтверждающих его квалификацию, не было. А вот в СИЗО подучился, заодно и «корочки» получил – в этом году там открыли училище. Вот сейчас и работает.
– Честно говоря, выйдя на свободу, я о вакансиях не спрашивал – сразу обратился к знакомым, и они меня взяли на работу. Поэтому и не сталкивался с тем, что судимым отказывают. Хотя, разумеется, опаска была, что стану безработным. Мало кто захочет связываться с осуждённым. Но обошлось, сейчас у меня всё нормально.
Правда, с семьёй Сергей разошёлся ещё до получения срока, но в столице Крыма у него мама и брат. Сергей рассчитывает, что будет у него и своя семья, надо только всё обдумать и на ноги встать.
В симферопольском следственном изоляторе есть специальный хозяйственный блок, где отбывают наказание за нетяжкие преступления. Именно данные люди, осуждённые, в этот день обеспечивают быт изолятора. Вполне возможно, скоро им на свободу – сроки наказания у них невелики.
Николай: За руль больше не сяду
Отбывает срок в СИЗО, осуждён за ДТП в 2016 году. Житель Севастополя, в котором в последнее время в судах выносятся довольно строгие приговоры за аварии с потерпевшими. Ему дали четыре года, и теперь он искусно готовит пищу для сидельцев изолятора.
– Я нетрезвый сел за руль автомобиля и сбил насмерть двух человек, парня и девочку 17-18 лет. Это была скандальная история, имела большой резонанс в Севастополе.
Санкция статьи УК подразумевает до 9 лет лишения свободы. Из-за того, что я никуда не скрывался, сразу вызвал полицию, такой срок. Я и за рулём был одну минуту, желал другу похвастаться новым автомобилем. Искал возможность компенсировать ущерб от их гибели родственникам и, насколько возможно, это сделал. У меня самого семья, двое детей, они меня ждут. Младшая дочка вообще не знает, где я нахожусь.
Николай на воле предприниматель, а вот в СИЗО – повар и по образованию (4-й разряд), и от души. В юности закончил школу, а потом и поварское училище. Занимался производством, в Севастополе – строительством.
– Выйду, когда суд решит, что я не представляю угрозы для общества. На УДО у меня по закону наступает право через неделю, буду подавать документы. А теперь, после опыта, который получил во время лишения свободы, – организовывать общепит. Есть мысли по жарке кофе. А вот за руль больше не сяду, и алкоголя для меня больше не существует.
Александр: Хочу пойти учиться
Осуждён за распространение наркотиков. Сам не употреблял, а вот с продажей – «так получилось». Продавал марихуану: знал, где можно купить, а товарищ попросил привезти для него. Видимо, была разработка, потому как гражданин, у которого он покупал «травку», был уже с видеокамерой на теле.
На свободе работал реализатором мобильных телефонов.
– Я понял, что сам виноват – изъяли наркотики весом более трёх граммов. «Сдал» меня товарищ, сосед мой, вместе в одной школе учились. И дали мне срок четыре года и один месяц. Жил с матерью, она меня дома ждёт. У меня есть возможность освободиться по половине срока. Хочу пойти учиться – планировал на факультет иностранных языков, желательно какой-то арабский язык.
О том, что судимость – это пятно на биографии, Александр не думает. Справедливо рассуждает, что рано или поздно она будет погашена. Освобождаться будет по замене неотбытой части наказания на более лёгкую. Надеется на помощь Центра занятости населения – сначала требуется найти работу, а вот вуз он найдёт сам.
Фото Владимира ПРОШКИНА