И без того конфликтная и неоднозначная ситуация, приведшая к дипломатической изоляции одной из богатейших монархий Ближнего Востока – Катара, получила новое развитие, сообщает издание «Крымская газета».
Разгневанная четвёрка
24 мая на сайте государственного информационного агентства Катара (QNA) был размещён текст выступления главы государства – шейха Тамима бин Хамада Аль Тани. В ней эмир Катара назвал Иран (главного врага суннитских монархий) «гарантом стабильности в регионе». Также, шейх Катара раскритиковал антииранскую политику некоторых стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Одновременно с этим на сайте информагентства появилось и заявление МИДа Катара об отзыве послов эмирата из пяти арабских стран.
Через несколько минут директор QNA выступил с опровержением и сообщил, что сайт взломали и опубликованный текст эмира – фальшивка. Официальное опровержение сделал и МИД Катара.
Однако эта оперативность не впечатлила руководство упомянутых в заявлении стран. 5 июня Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет заявили о разрыве дипотношений с Катаром, обвинив его в поддержке терроризма и вмешательстве в их внутренние дела. Затем последовали экономические меры и транспортная блокада эмирата, власти Катара выразили сожаление и назвали решения зарубежных партнёров необоснованными.
Однако этим претензии к Катару не ограничились. Четыре страны сформулировали 13 требований для выхода из кризиса и передали их Катару при посредничестве Кувейта. В перечень требований вошли, в частности, понижение уровня дипотношений с Ираном, закрытие телеканала «Аль-Джазира», прекращение военного сотрудничества с Турцией и ликвидация турецкой военной базы в стране. Руководство Катара ответило, что пойти на такие меры не может. 5 июля срок ультиматума истёк.
Как заявил глава МИДа Саудовской Аравии, решение о дополнительных мерах будет принято в подходящее время, следующая встреча «разгневанной четвёрки» пройдёт в Бахрейне.
Сами и придумали?
И вот на фоне такой конфликтной неопределённости в минувшее воскресенье в американской газете The Washington Post выходит статья. Традиционно ссылаясь на источники в разведсообществе США, её авторы сообщают, что материал на сайте катарского информагентства – таки подделка. Её разместили путём кибервзлома, заказчики которого живут в ОАЭ, а если точнее – являются членами правительства этой страны. Американские разведчики (если верить некогда авторитетной и влиятельной газете) пришли к выводу, что именно госслужащие высокого ранга ОАЭ спланировали эту акцию.
Понятное дело, что такой информационный вброс тиражной газеты не мог остаться без ответа. Уже в понедельник посол ОАЭ в США Юсеф аль Отайба сделал заявление, в котором назвал материал в The Washington Post не имеющем ничего общего с действительностью: «Публикация WP ложна. ОАЭ никоим образом не замешаны в якобы имевшей место хакерской атаке, описанной в статье». Он также отметил, что его страна продолжает считать Катар страной, «спонсирующей, поддерживающей и обеспечивающей возможность для деятельности экстремистов».
Министр иностранных дел ОАЭ Анвар Мухаммед Гаргаш заявил о необходимости введения международного мониторинга ситуации вокруг Катара. «Нам требуется региональное решение и международный мониторинг. <...> Мы должны быть уверены, что Катар, как государство с резервами в размере $300 млрд, больше не является официальным или неофициальным спонсором террористических инициатив», – заявил министр.
Вместе с тем он отметил, что сегодня уже видны признаки эффективности дипломатического давления на Катар, а его инициаторы понимают, что этот процесс займёт много времени.
«Ответ» оппонентов Трампа
Перед нами новый пример, как сугубо американские внутриполитические разборки находят отражение в конфликтах (наиболее опасных) по всему миру. Если вы помните, президент США Дональд Трамп свой первый международный визит совершил именно в ОАЭ и подписал там важное для себя лично репутационное соглашение. На поставку американского оружия этой стране на сумму более $100 млрд. Мол, обещал новые заказы американской промышленности (и новые рабочие места соответственно) – пожалуйста. Многочисленные оппоненты Трампа думали, как бы ответить на этот удачный имиджевый шаг. И вот он – ответ. Уже традиционный: хакеры, взлом, провокация... Цель очевидна: создать дополнительное напряжение между руководством ОАЭ и США, которое и до этой информационной подачи только-только начало успокаиваться.
В принципе, если смотреть на это с российской точки зрения – да и пусть бы ругались-разбирались друг с другом сколько угодно. Вот только цена этих разборок очень высока. Без США и ОАЭ, к сожалению, нельзя урегулировать ситуацию в той же Сирии.