Жители домов №1, 2, 3 по улице Херсонесский маяк вот уже больше недели пребывают в состоянии тревоги и неопределенности. Их спокойная жизнь в минувшую прервалась неожиданным предложением освободить служебное жильё, в котором они проживают от 20 до 40 лет, лет, полагая, что имеют на него вполне законные права, сообщает издание «Севастопольская газета».
Данное требование поступило в форме официальных уведомлений, какие прямо в посёлок привез заместитель начальника 1-го отдела ФГКУ «Югрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации Н.Кононов.
— На основании ст.35 и ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации прошу Вас добровольно освободить совместно со всеми проживающими членами семьи жилое помещение — написано в уведомлении, и такое получили 37 семей, какие по версии «Югрегионжилье» должны в срок до 15 сентября направить в означенную организацию «документы, подтверждающие фактическое освобождение вышеуказанного жилого помещения, а также снятие с регистрационного учета по месту жительства». Проще говоря, получается, что незамедлительно собрать вещи и отправиться восвояси.
И даже это ещё не все. В случае неповиновения жильцов пугают привлечением правоохранительных органов «для проверки законности вселения и проживания в вышеуказанном жилом помещении», а также принятием мер «по принудительному выселению Вас и членов семьи из занимаемого жилого помещения в установленном законодательством порядке».
Понятно, что такие требования повергли жителей маячного городка в шоковое состояние.
Фактически оказалось, что жильцы трёх домов по улице Херсонесский маяк стали жертвами целого ряда обстоятельств, связанных со спецификой данного посёлка.
— В этой истории многое непонятно. После марта 2014 года наш посёлок сначала стал собственностью города, потом был направлен в федеральную собственность, а уже оттуда поступил в ведение Министерства обороны. Без уведомления жильцов правительство Севастополя выпустило распоряжение №195-РП от 20.03.2015г., согласно которому жилые дома по адресу г.Севастополь улица Херсонесский маяк дом 1, 2 и 3 переданы в федеральную собственность. Похоже, нас вообще за людей не посчитали, — посетовал начальник Херсонесского маяка Анатолий Шуневич, справедливости ради вспомнив, что примерно то же самое происходило и при переходе имущества от Советского Союза к Украине.
Тогда городок вместе с жильцами оказался переданным Черноморскому флоту согласно арендному соглашению. При этом согласно ст.125 жилищного кодекса Украины, гражданские лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее 10 лет, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.
Зная об этом своем праве, жители городка особенно не переживали за свое будущее. Тем более, что в свое время председатель Севастопольской городской государственной администрации Владимир Яцуба пообещал взять городок на баланс города и запустить процедуру приватизации имеющегося жилья. Загвоздка была чисто техническая — зайти на территорию части и провести инвентаризацию имущества представители украинской власти до 2017 года не могли из-за статуса объекта ЧФ РФ.
По воспоминаниям А.Шуневича, в советское время поступил приказ командования всем маячникам встать на городскую очередь, что и было сделано. Правда, потом с учетом наличия служебной жилплощади с этой очереди их также оперативно и сняли с аргументацией: «Людям вообще жить негде!»
Те двое, кто потом всё же (в 80-х годах) добился восстановления очередности, теперь значатся 96-ми и 426-ми.
С Украиной связана и ещё серия памятных эпизодов, когда работники городка отстаивали интересы России и Черноморского флота, вступая в противоборство с радикально настроенными представителями националистической организации «Студенческое братство». Разве могли они тогда предположить, что беда придёт оттуда, откуда не ждали?
Самое интересное, что людям даже не поясняются причины их экстренного отселения.
Между тем, дома №2 и №3 были построены в 1978-1979 годах на территории Херсонесского маяка в/ч 49385 Гидрографии ЧФ для работников Херсонесского маяка и 222 РНС.
По словам жильцов, договоров или других документы на право проживания на руки не выдавались. Люди вселялись в квартиры по распоряжению командира части, пропиской (регистрацией) также занималось командование части.
После первого отказа жильцами подписывать уведомления, Н.Кононов приехал в посёлок повторно 26 августа. На этот раз к его приезду маячники подготовились, пригласив юристов, в присутствии которых незваный гость уже не решился продолжить выдачу уведомлений.
В то же время, взял на себя смелость заявить, что 90% квартиросъемщиков живут в городке незаконно и всех их непременно отселят, поселив на их место других людей из другого структурного подразделения МО.
Какого-либо определенного ответа, будут ли что-то предоставлять взамен, Н.Кононов дать не смог, намекнул, что, как вариант, всё же будет предоставлено какое-то жильё, тем не менее также служебное.
И это притом, что маячники за время проживания в городке уже давно сами отремонтировали свое жильё, поменяли сантехнику, заменили трубы. Да и сам городок они обустроили исключительно собственными руками.
— Большинство живущих здесь людей — уже не в том возрасте, чтобы менять служебное жильё опять-таки на служебное. Также, здесь мы имеем законные основания на проживание, а там, куда нас переселят, мы будем никем, потому, что в России на служебное жильё договор заключается всего на один год, — возмущается А.Шуневич, ещё раз подчеркивая, что данный жилищный фонд строился специально для маяка и навигационной станции.
— Мы, что, не люди? Или какие-то инвентарные номера? — высказывает недовольство начальник маяка, жалуясь, что жители посёлка уже раз пятнадцать по требованию Югрегионжилья представляли ксерокопии своих паспортов.
В новый раз от них потребовали представить ещё целый список документов на каждого члена семьи, включая копии финансово-лицевых счетов. Маячники искренне недоумевают — зачем?
Сам Шуневич сам проживает в городке с 1981 года и начал работать здесь в статусе молодого специалиста. Проработав столько лет, он и теперь не может понять, что в случае отселения будет со всей маячной службой и тем оборудованием, которое обеспечивает её работу и которая, к слову сказать, за ним числится.
По его словам, Н.Кононов не был готов ответить и на этот вопрос также. Он только пространно намекнул, что взамен освобожденного жилья город якобы предоставит другое, тем не менее также служебное жильё. Тем не менее предоставят ли? И на каких условиях? Пока жителям маячного посёлка этого никто не разъяснил.
Именно поэтому они написали письма Президенту РФ, Министру обороны страны, в Генеральную прокуратуру, в Комитет по правам человека, врио губернатора Севастополя. Теперь вот ждут ответа.