В Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания «О направлениях осуществления государственной политики в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов». В ходе совещания выступили парламентарии, сенаторы, руководители Росрыболовства, представители рыбацких общественных организаций всех бассейнов. Слово также было предоставлено председателю Координационного Совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна (УС «Севрыба»), профессору, заслуженному работнику рыбного хозяйства России Вячеславу Зиланову. Предлагаем вашему вниманию полный текст его выступления.
О научном обеспечении государственной политики в области сохранения водных биологических ресурсов и рыболовстве
С развитием рыночных отношений в рыбном хозяйстве России и, к примеру, в области проведения государственной политики по сохранению, рациональному использованию водных биологических ресурсов и регулированию рыболовства, велика роль надлежащего научного обеспечения и соответствующей экспертизы при принятии государственными органами всех уровней решений по этим направлениям.
К тому же ряд международных правовых конвенций, договоров, соглашений, которые Российская Федерация ратифицировала, да и внутренние нормативно правовые акты, обязывают принимать решения государственными органами в области сохранения морских живых ресурсов их использовании и рыболовстве на основе «…наиболее достоверных научных данных… с учетом соответствующих экологических, экономических факторов, включая экономические нужды прибрежных общин».
Именно так и поступило в 2007 году руководство страны, когда на Госсовете в Астрахани под председательством Президента Российской Федерации В.В.Путина рассматривался вопрос о критическом положение дел в рыбной отрасли и выработке мер по выходу из него и переходу к устойчивому развитию. Тогда при принятии решения были учтены не только рекомендации учёных, экспертов, тем не менее и рыбацких общественных организаций и мнения региональных властей. Все это дало возможность принять и ввести в рыбной отрасли ряд взвешенных мер, которые её и вывели из кризиса и придали устойчивое развитие. Между них такие, как отмена аукционов на квоты вылова, ведение «исторического принципа» наделение пользователей долями квотами на вылов водных биоресурсов на основе фактического вылова, снижение ставок платности за пользование биоресурсами, передача части полномочий от федеральных органов власти региональным органам власти, подчинение Росрыболовства непосредственно Правительству РФ и ряд иных. Как результат начали расти все показатели в рыбной отрасли – возрос вылов с 3,0 млн до 4,8 млн тонн; уменьшилось количество убыточных предприятий более, чем в 2 раз; компании, предприятия вышли из «тени»; возросли инвестиции в обновления главных производственных фондов и т.д. Этот процесс роста показателей в отрасли продолжается и сейчас. Об этом с гордостью на всех вероятных площадках информируют общественность руководители Росрыболовства, включая и на сегодняшних Парламентских слушания. Тем не менее радоваться рано. Начиная с 2019 года, в стране будут внедрены совершенно новые, ранее нигде не применяемые для рыбной отрасли положения, которые к тому же не прошли соответствующей научной и экспертной оценки. Это приведет к переделу ресурсов, собственности и, как следствие, к спаду показателей отрасли.
Такое положение появилось ввиду того, что в последние годы научно-исследовательские и экспертные отраслевые направления не обеспечиваются Правительством РФ, Госдумой соответствующим оптимальным финансированием рыбохозяйственной науки. Это приводит к принятию важнейших решений по развитию отрасли на перспективу без надлежащего научного обоснования. Так в 2016-2017 годах Госдумой по предложению Правительства РФ, Минсельхоза, Росрыболовства был принят ряд базовых законодательных поправок в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», которыми по существу будет ликвидировано прибрежное морское рыболовство, вводится ошибочная научно беспочвенная система «инвестквот». Кроме того, пересмотрена оправдавшие себя на практике методика наделения пользователей долями-квотами на долгосрочный промежуток времени. Все эти «новации» приняты без учета мнения науки, общественных рыбацких объединений, которые отражены в Решении Третьего Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства.
Кроме того сейчас идёт обсуждение - и вновь без достаточно научного обоснования – повышения платы за пользование водными биоресурсами и отмена ЕСХН в рыбной отрасли.
Непосредственно в районах отечественного рыболовства, даже в 200-мильной российской исключительной экономической зоне и на российском континентальном шельфе, отсутствует государственная бассейновая рыбопромысловая разведка (ранее она существовали и оправдала себя на практике), в задачу которой входит обеспечение флота сырьевой базой.
Не снижается на рыболовство и неоправданное давление контрольно-надзорных органов разного уровня, которое превысило все разумные пределы и наносит колоссальный финансовый урон. Так только прохождение контрольных точек ежегодно ведет к непроизводственным затратам до 2 миллиардов рублей. Между тем, за рубежом эти контрольные точки обязательны для прохождения только для иностранных рыбопромысловых судов.
Особенно критическое положение сложилось в области обеспечения морских научных исследований по определению состояния водных биоресурсов, мониторинга рыбных запасов и обеспечения отечественного рыболовства обоснованными прогнозами об оптимальном их изъятии рыболовством. По этому направлению Россия отстает от ведущих рыболовных стран мира. Такая ситуация сложилось, по большей части, в морском районе Северо-Западного сектора Арктики (далее - СЗCА) с сопредельными акваториями Северо-Восточной Атлантики (СВА), куда входят Баренцево, Белое, Гренландское и Норвежское моря, которые считаются одними из самых продуктивных районов Мирового океана. По информации ФАО (FAO Fisheries and Aquaculture Department) здесь ежегодно добывается 8-9 млн тонн различных водных биоресурсов. Из них около 1,0 - 1,2 млн тонн вылавливают отечественные суда Северного и Западного бассейнов, это составляет около 25% от годового вылова нашей страной.
Конкуренцию в приарктических водах России на промысле наиболее ценных в пищевом и коммерческом отношении видов рыб - трески, пикши, палтуса, окуня, сельди, мойвы, путассу, скумбрии составляют европейские государства. Эта конкуренция, кроме производственных мощностей, осуществляется также в способности государств вести научные исследования промысловых запасов наиболее современными средствами. Оценку их состояния создают Рабочие группы по Арктическому рыболовству (AFWG, NWWG и др.) под эгидой Международного совета по исследованию моря (далее ИКЕС), который также дает рекомендации по методике исследований и установлению ежегодного общего допустимого улова (ОДУ). В расчеты закладываются данные, полученные в ходе мониторинга промысла и специальных исследовательских экспедиций на научных судах. ОДУ разделяется на национальные квоты по историческому и географическому принципам (за последнее время сложилась также практика раздела, исходя из экономических или политических интересов). Одной из важнейших рекомендаций ИКЕС, ставшей «де факто» руководящей для государств, ведущих рыболовство, является Рекомендация ИКЕС № 209 по снижению уровня судовых шумов научными судами.
Наши конкуренты из Европы стремятся снизить долю вылова Россией. Одним из основных аргументов в обосновании этого снижения может стать ухудшение качества вклада в оценку ОДУ отечественной науки из-за устаревания российских научно-исследовательских судов (НИС), в частности и из-за повышенной шумности.
В условиях обострения противостояния за доступ к биоресурсам в регионе, при определенном экономическом ослаблении России, есть необходимость соответствующего реагирования нами на эти вызовы имеющимися силами и средствами - для обеспечения доступа отечественного рыболовного флота к сырьевой базе в этой части Мирового океана.
Очевидно, что на современном историческом этапе преимущество при доступе к биоресурсам и разделе ОДУ на национальные квоты будут иметь страны, обладающие наиболее современными средствами и методами получения информации в результате непосредственных морских исследований. Такими средствами сейчас и на ближайшую перспективу являются современные НИС для рыболовных целей (в зарубежной терминологии - Fisheries Research Vessel – далее FRV). Наиболее оснащенным в этом отношении является Норвегия - наш ближайший партнер и конкурент по 60-летнему совместному управлению запасами важнейших морских рыбных ресурсов.
До начала 90-х годов отечественные суда по тактико-техническим данным, в общем, не уступали норвежским. В 1989 г. по инициативе Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) финской судостроительной компанией «Холминг» совместно с ВНИРО был разработан принципиально новый проект научно-исследовательского судна для рыбохозяйственных целей (пр. ТК 5345). Этот проект был принят Минрыбхозом СССР и одобрен Госпланом. Предполагалось возведение 5 таких научно-исследовательских судов. Но по известным причинам этот проект не был реализован, а после этого для отечественной рыбохозяйственной науки наступил 20-летний перерыв в проектировании и создании FRV.
Рыбохозяйственные морские исследования проводились и проводятся Россией в СЗCА и СВА на FRV, спроектированных и построенных во второй половине ХХ века и относящихся к третьему поколению. В то время как соседние страны, осуществляющие рыболовство в этих районах, выполняют исследования на новых FRV 4-го поколения (по уровню шумности).
Обновлению иностранных FRV способствовали вышеупомянутая рекомендация ИКЕС, переход рыбохозяйственной науки к экосистемным исследованиям, охватывающим все звенья трофической цепи, состояние среды их обитанияи резкое возрастание интереса к районам в непосредственной близости от кромки льдов в связи с климатическими изменениями, произошедшими в последние 10 лет в Арктике. Так, площадь льдов в промежуток времени минимальной ледовитости (сентябрь) сократилась в арктической зоне не менее чем на 33 %. При этом в Баренцевом море такое сокращение составило почти 70 %. Освободились от многолетнего ледяного покрова значительные акватории в арктических морях. В этих условиях ведущие рыболовные державы интенсивно наращивают научные усилия не только на «чистой воде» Арктики, тем не менее и непосредственно на акваториях с периодическим или даже постоянным ледяным покровом.
Так, наш ближайший конкурент Норвегия реализовала эти требования, введя в 2003 году в строй FRV «G. O. Sars» с дизель-электрической СЭУ (длина судна 77,5 м, водоизмещение 4,1 тыс. т., скорость 17 узлов, экипаж 45 человек, в т.ч. научных сотрудников 28). Судно эксплуатируется совместно Институтом морских исследований и Университетом Бергена. А с целью исследования северных районов Норвегия в 2017 году спустила на воду FRV ледового класса «Кронпринц Хокон» стоимостью 156 млн. евро (11 млрд. 154 млн. рублей по курсу ЦБ РФ на 02.08.17), которое можно условно считать новым специализированным НИС для Арктики 5 поколения. Судно водоизмещением 8,0 тыс. т., длиной 100 м сможет круглогодично работать во льдах и принимать на борт до 35 научных сотрудников Полярного института Тромсе (собственник), Института морских исследований (оператор) и Арктического университета (основной заказчик исследований).
В противоположность этому отечественные FRV, оперирующие в Арктической и приарктической зоне, не готовы к решению современных задач по защите национальных рыбохозяйственных и геополитических интересов в Арктике. Сейчас ФГБНУ «ПИНРО» (Мурманск) и ФГБНУ «АтлантНИРО» (Калининград) располагают всего тремя судами третьего поколения, возраст которых превысил 30 лет, предназначенными для выполнения многовидовых тралово-акустических съемок по оценке запасов. Все суда со 100% амортизацией, глубокую модернизацию на протяжении более чем 30 лет эксплуатации не проходили. Их шумность кратно превышает допустимую рекомендации ИКЕС, ледовый класс (L1) имеет только одно судно, которое в ближайшие 2-3 года будет неизбежно списано. Тактико-технические данные отечественных и норвежских FRV не сопоставимы. По сути сейчас FRV России в Арктическом регионе на два «поколения» отстают от норвежских. Принимая во внимание срок службы судов 4 и 5 поколений по 20-25 лет, в реальных условиях это означает почти полувековую отсталость современных отечественных научных судов от соответствующих норвежских аналогов.
Такие суда не имеют возможности выполнять минимально необходимый объём ресурсных исследований. Основная причина – хроническое недофинансирование научных исследований в Северном рыбохозяйственном бассейне, как в прочим и в иных боссейнах, включая самый рыбный – Дальневосточный. Примечательно, что в 2016 году расходы нашего научного конкурента и партнера по СРНК Бергенского института моря (норвежского НИИ аналогичного ФГБНУ «ПИНРО») на морские ресурсные исследования почти десятикратно превосходит суммарные аналогичные расходы всех 14 центральных и бассейновых НИИ Росрыболовства!
Назрела срочная необходимость строительства серии НИСов, в том числе не менее 3 НИС четвертого и пятого поколения для проведения отечественных рыбохозяйственных исследований на современном уровне в Северо-Западном секторе Арктики и Северо-Восточной Атлантике. Основные технические, а также другие характеристики к таким судам, исходя из отечественного и мирового опыта, ниже представлены.
В общем, к началу второго десятилетия XXI века общее количество FRV четвертого поколения только в Европе превысило 50 единиц. Преобладающая часть построенных судов (средняя стоимость около 85 млн. евро, или около 6 млрд. рублей по курсу ЦБ на 02.08.2017) предназначена для рыбопромысловых исследований в Северной Атлантике и сопредельных морях. Аналогичное положение характерно и для северной части Тихого океана, где работают малошумные FRV США и Канады. Южная (Антарктическая) часть Тихого океана и Атлантики «прикрыта» малошумными FRV преимущественно Испании. Таким образом, в текущее время все значимые рыболовные районы планеты исследуются исключительно малошумными судами.
С учетом изложенного, не исключено, что в условиях жесткой конкуренции между рыбодобывающими странами в ближайшей перспективе от наших западных партнеров возможны предложения по ограничению прав при распределении совместно управляемых запасов для стран (прежде всего России), представляющих данные исследований, полученных на судах, не соответствующих рекомендациям ИКЕС. В этих условиях существенной внебюджетной поддержкой могло явиться частичное самофинансирование НИИ Росрыболовства за счёт продажи попутно выловленной рыбы при выполнении исследований. Но поручение Президента РФ В.В. Путина от 21 мая 2014 года по вопросу обеспечению доработки и внесения до декабря 2014 года в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации соответствующего проекта федерального закона, «…предусматривающего установления возможности производства рыбной продукции на судах рыбопромыслового флота, осуществляющего рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях», до сих пор не выполнено. Таким образом, главный показатель интенсивности ресурсных исследований и государственного мониторинга ВБР – количество суток морских экспедиционных исследований – уменьшился на Северном бассейне в промежуток времени с 2008 по 2016 год почти в 10 раз.
Исходя из реальных объемов финансирования морских экспедиций на 2016 г., в первый раз с послевоенного 1946 г. главная российская многовидовая акустическая съемка по учету 15 главных запасов донных видов рыб в Баренцевом море не выполнена, а в 2017 г. планируется существенное (более чем в 4 раза) снижение её продолжительности. В этих условиях отечественная рыбохозяйственная наука на Севере при отстаивании национальных интересов России в этом регионе вынуждена опираться преимущественно на иностранные данные и на максимальное использование ретроспективной информации, которая включает уникальные данные за почти вековой промежуток времени наблюдений. Но возможности дальнейшей оптимизации доказательной базы на основании ретроспективных данных в значительной степени исчерпаны.
Что же касается финансирования строительства отечественных FRV четвертого и пятого поколения в количестве не менее 3 судов для рыбохозяйственных исследований в Северо-Западном секторе Арктики и Северо-Восточной Атлантике, то наряду с финансированием из федерального бюджета, сюда следует направить все средства, поступающие от аукционной реализации квот на вылов биоресурсов, которые ежегодно составляют десятки млрд. рублей.
Предложения в проект Решения парламентских слушаний 23 октября 2017 г.
1. Поступающие в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законодательные проекты, поправки в действующие законы в области сохранения, использования водных биоресурсов и рыболовстве должны в обязательном порядке сопровождаться научным обоснованием и проходить оценку независимой научной экспертизы.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
- изыскать дополнительные средства на финансирование морских рыбохозяйственной исследований на уровне не ниже предыдущего пятилетия с тем, чтобы воплотить в жизнь обязательные для российской стороны ресурсные исследований. При этом обратить серьезное внимание на критическое положение, сложившееся по этому направлению в Северо-Западном секторе Арктики и Северной Атлантике;
- рассмотреть целесообразность создания бассейновых рыбопромысловых разведок на основе государственного-частного партнерства;
- принять соответствующие меры по ускоренному обновлению научно-исследовательского флота для морских рыбохозяйственных исследований, отвечающему современному мировому уровню и с учетом закономерностей работы в Северо-Западном секторе Арктики и Северной Атлантике, направив на эти цели все средства, поступающие от аукционной реализации квот на вылов водных биоресурсов;
- провести независимую научную экспертизу предложений по изменению платности водных биоресурсов и отмены ЕСХН в рыбной отрасли;
- отменить прохождение контрольных точек для отечественных рыбопромысловых судов;
- воплотить в жизнь анализ эффективности государственного управления сохранением водных биоресурсов, рыболовством и научными институтами существующей многоступенчатой системой (Правительство - Минсельхоз – Агентство – региональные органы – бассейны и т. д.) и принять соответствующее оптимальное решение по этому вопросу с учетом мирового опыта и Решения Третьего Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства.
3. Предложить Минсельхозу РФ, Росрыболовству рассмотреть возможности более тесного сотрудничества в условиях временного отсутствия надлежащего отечественного научно-исследовательского флота со странами, располагающим таким флотом и, по большей части, с Норвегией, для проведения соответствующих ресурсных рыбных съемок в ИЭЗ РФ и за её пределами в Северо-Западном секторе Арктики.
4. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
- провести анализ подзаконных нормативно правовых актов принятых исполнительной властью в целях практической реализации поправок по «инвестквотам», прибрежному рыболовству, а также других в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» на их соответствие последнему;
- шире привлекать к обсуждению вносимых законопроектов и учитывать мнения союзов, ассоциаций, объединений предприятий, компаний рыбного хозяйства и научно-исследовательских отраслевых институтов, ведущих учёных, практиков и научной общественности;
- обеспечить открытость, прозрачность и гласность принимаемых законодательных решений в области рационального использования, сохранения водных биоресурсов и управления рыболовством.
По материалам сайта КПРФ