Правоохранители начали расследование по факту преступлений, совершенных коллаборационистами во время Великой Отечественной войны в концлагере «Красный», располагавшемся в пригороде Симферополя. До вступления в силу нового Уголовно-процессуального Кодекса на заявления о преступлениях, не имеющих срока давности, силовики присылали отписки.
Как следует из уведомления, отправленного следственным отделом крымского главка СБУ в ответ на письмо общественного активиста Анатолия Лося, в соответствии с нормами нового УПК, его заявление о преступлениях, совершенных «неустановленными лицами крымско-татарской национальности», внесено в Единый реестр досудебных расследований и направлено милиции. Таким образом, в соответствии с нормами нового УПК, начато досудебное расследование.
«В следственный отдел Главного управления СБ Украины в АР Крым из Ялтинского ГУ ГУМВД Украины в АР Крым поступило заявление гражданина Лось А.М. от 26.11.2012 о совершении неустановленными лицами крымско-татарской национальности в промежуток времени Великой отечественной («Отечественной» написано с маленькой буквы, – прим. «НР») войны преступлений, предусмотренных ст.ст.115? 127 и 260 УК Украины, досудебное расследование по которым согласно ст.216 УПК Украины отнесено к компетенции органов внутренних дел Украины», – говорится в письме.
Стоит отметить, что это не первая попытка инициировать расследование по поводу зверств, происходивших в концлагере, функционировавшем на территории совхоза «Красный» во времена фашистской оккупации Крымского полуострова. В частности, в начале сентября пророссийский активист Геннадий Сивак подал жалобу в Киевский районный суд Симферополя на постановление СБУ об отказе в возбуждении уголовного дела по факту преступлений крымско-татарских коллаборационистов, не имеющих срока давности.
На заявление о преступлении Сивак до этого получил ответ из СБУ о том, что он не указал в своем письме имена преступников.
«Таким образом, в материалах заявления отсутствуют фактические данные, свидетельствующие о совершении указанных деяний какими-либо конкретными лицами», – резюмировали сотрудники Службы безопасности.
Сам Сивак, комментируя отказ, сказал, что если следовать логике СБУ, после квартирной кражи каждый потерпевший в заявлении должен указать на конкретных лиц, совершивших её, иначе уголовное дело возбуждено не будет.
Действовавший на территории совхоза «Красный» в 1942-1944 годах концентрационный лагерь был крупнейшим фашистским концлагерем времён Великой Отечественной войны на территории Крыма, в котором за годы оккупации было замучено около 8 тысяч советских граждан. Немецкую администрацию в нем представляли комендант и врач. Все остальные функции осуществляли бойцы 152-го татарского добровольческого батальона СД. Охрана лагеря отличалась особо «творческим» подходом к вопросу уничтожения заключенных. В частности, матерей с детьми не раз топили в ямах с фекалиями, вырытых под лагерными туалетами. Также практиковалось массовое сожжение: живых людей, связанных колючей проволокой, складывали в несколько ярусов, обливали бензином и поджигали. Очевидцы утверждают, что «больше всего везло тем, кто лежал снизу» – они задыхались под весом человеческих тел ещё до казни.