В Ростове и Владивостоке наказывают штрафом за арт-объекты из автошин. В этих городах своевременно отреагировали на изменение законодательства. Уточним, что с 1 января 2019 года в России вступил в силу запрет на размещение и захоронение автомобильных покрышек (распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р), передаёт «Крымская газета».
Заплати за колёса
Автомобильные шины, которыми наши граждане усиленно украшают дворы, клумбы и детские площадки, относятся к отходам 4-го класса опасности. Но ни этот факт, ни запрет законодательства на размещение отходов на объектах, не внесённых в госреестр полигонов, не останавливают любителей покрышечного арта.
Поэтому Ростов и Владивосток пересмотрели и ужесточили свои правила благоустройства на муниципальном уровне. В Ростове для частных «украшателей» установили штрафы за незаконное размещение отходов до 1-2 тыс. рублей. А во Владивостоке за лебедей из автопокрышек на клумбах гражданам светит штраф до 5 тыс. руб., а юрлицам – до 500 тысяч рублей!
Известно, что ответственность за придомовые территории в основном несут юрлица – управляющие компании. И им должно быть интересно, что даже по
КоАПу РФ любой управкомпании за «дизайнерски захороненные» покрышки грозят приличные штрафы. Причём сразу по двум статьям: 8.1. «Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов» и по статье 8.2. «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления». В первом случае ответственность для организаций может вылиться в штраф 20-100 тыс. рублей. Во втором – штраф 100-250 тыс. рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Так что лебеди дорогими получаются.
Дети столицы
Примечательно, что в Симферополе правила благоустройства, установленные горсоветом в ст. 44 «Обеспечение чистоты и порядка на территории городского округа Симферополь», уточняют: «Запрещается складировать отходы 1-го, 2-го и 3-го классов опасности, кроме того, грунт, биологические, строительные отходы, крупногабаритную обрезь зелёных насаждений, отработанные автошины... в контейнеры и урны общего пользования». То есть столица Крыма запретила складировать шины в общие мусорники, но вот на детских площадках парламентарии пока не запретили оставлять опаснейший мусор.
А вот курортная Ялта уже забила тревогу, ведь выброшенные либо закопанные шины разлагаются в естественных условиях не менее 100 лет. В первой декаде июля глава администрации города Алексей Челпанов заявил, что город ждёт предложений от компаний, готовых заняться сбором и утилизацией старых автомобильных шин.
– Утилизация бывших в употреблении автомобильных шин на территории муниципального образования не делается. Пока мы вывозим их своими силами и за счёт города как строительный мусор. Забираем те, что находят в ходе субботников, и те, что граждане оставляют на контейнерных площадках, – пояснил Алексей Челпанов.
Инструкция по обращению с отходами 4-го класса опасности, в том числе с отработанными шинами, говорит, что высокая экологическая опасность шин обусловлена токсическими свойствами применяемых при их изготовлении материалов и содержащихся в них примесей, а с другой стороны – свойствами более ста видов химических веществ, выделяющихся в воздушную и водную среды при эксплуатации, хранении и утилизации шин. При их горении образуются диоксины и диоксиноподобные вещества, которые относятся к суперэкотоксикантам 1-го класса опасности. Диоксины – универсальные яды, поражающие всё живое даже в ничтожных концентрациях. По уровню токсичности они превосходят кураре и синильную кислоту, но при этом не разлагаются в окружающей среде десятки лет, накапливаются в верхнем слое почвы и попадают в организм человека в основном с пищей, водой и воздухом.
Не будем ждать лицензии
потому как переработка старых шин, как и утилизация автомобилей, относится к работе с опасными отходами, то и для сбора, утилизации шин необходимо лицензия, а все сотрудники должны быть обучены по системе ДОПОГ (дорожной перевозке опасных грузов). Но региональные операторы по обращению с отходами в Крыму такой лицензией пока не имеют возможность похвастаться. То есть ситуация у нас в этом плане почти неконтролируемая. Директор регионального оператора по обращению с ТКО ГУП РК «Крымэкоресурсы» Денис Попко подчёркивает:
– Мы пока не заключаем договоры с юридическими лицами на утилизацию опасных отходов, потому как мы ещё в процессе получения лицензии. По соглашению мы это обязаны делать, и мы это будем делать. Думаю, как только проведём кадастрирование земли на нашей базе, как только получим документы на землю, вопрос будет решён. У нас уже полный пакет документов, то есть обучены сотрудники, есть оборудование, всё готово, так что сразу подаёмся на лицензию. В этом году вопрос с опасными отходами будет целиком решён силами «Крымэкоресурсов». У нас на данный момент есть оборудование для утилизации и обезвреживания ртутьсодержащих ламп всех типов. Есть инсинератор для обезвреживания опасных медицинских отходов. А по шинам всё-таки я сторонник того, чтобы их вывозить за территорию республики и утилизировать уже масштабно на специально предназначенных для этого заводах, к примеру, в Краснодаре или Ростове. Потому что чем больше завод, тем меньше себестоимость утилизации и гарантия того, что в Крыму не будет сжигания (шин. – Ред.). Сейчас будем объявлять открытый конкурс по Российской Федерации, чтобы предприятия вышли на конкурс по утилизации напрямую. То есть мы их принимаем, а утилизировать на основании 44-ФЗ сможет предприятие даже до получения нами лицензии.
Со слов руководителя «Крымэкоресурсов», сегодня предприятие даже не забирает шины с обычных контейнерных площадок, потому как без лицензии это запрещено.
Что касается ялтинского рег-оператора по обращению с ТКО, то директор ООО «Альтфатер Крым» Ольга Гуминская подтверждает:
– У нас лицензии на данные работы также нет, но у нас есть предприятие, которое имеет лицензию и по всему Крыму заключает договоры и вывозит покрышки. Они приезжают по заявке, забирают шины на переработку. У нас есть специальное место временного накопления шин, мы можем их собирать и сдавать. За то, чтобы сдать покрышки на утилизацию, в настоящее время платят около 4,5 тыс. рублей за тонну.
Президент Крымского футбольного союза Юрий Ветоха – один из первых, кто в Крыму анонсировал инвестпроект в Евпатории по переработке старых покрышек в крошку для футбольных полей, говорит:
– Проект запущен, работает, у фирмы есть лицензия на переработку, утилизацию и транспортировку автомобильных шин. Уже первые 100 тонн выпущены, и на этой неделе запущена вторая линия по производству резиновой плитки, которой можно будет застилать также детские площадки, спортивные площадки ГТО. Мы готовы собирать шины. Уже связались с замглавы администрации Ялты, нашли пути работы на договорной основе. Первую партию оказали помощь экстренно вывезти и утилизировать. Предложили городу на специальных площадках оставлять шины, а мы их будем забирать специальной машиной. У нас два варианта, если фирма готова привезти шины к нам в Евпаторию, то мы заберём бесплатно. И второй вариант: по договорной цене приезжаем, собираем и утилизируем. Идёт речь только о транспортировке.
Со слов Юрия Ветохи, сегодня вариантом стабилизации ситуации может стать договор субподряда с регоператором. Так фирма работает сейчас и с Севастополем, где региональный оператор свозит шины на свою площадку, а субподрядчик по графику забирает их на переработку. По такому пути сотрудничества и утилизации пошли, например такие крупные предприятия, как «Крымтроллейбус» и «Черноморнефтегаз».