В этом году на этот представительный форум в Мюнхен проехали порядка 800 участников, в том числе 35 глав государств и правительств, а также около 100 министров иностранных дел и обороны. Российскую делегацию по уже сложившейся традиции, положенной в 2019 году, возглавлял руководитель МИД Сергей Лавров. Именно он и стал одним из главных спикеров мероприятия, представив позицию нашей страны по основным внешнеполитическим вопросам. Предлагаем несколько тезисов, озвученных им в столице Баварии, сообщает издание «Крымская газета».
Прогресса в минских соглашениях нет
По мнению Сергея Лаврова, сейчас нельзя говорить о каких-либо позитивных подвижках в выполнении договорённостей по урегулированию ситуации на Донбассе. Хотя такие договорённости были чётко прописаны по итогам встречи в Париже в декабре прошлого года. «Пока мы прогресса ни на одном из направлений не наблюдаем. Разведение сил и средств тормозится Киевом», – цитируют СМИ главу российского внешнеполитического ведомства. Соответственно, звучащие сейчас многочисленные заявления украинской стороны по поводу очередной встречи нормандской четвёрки в апреле – это не более чем «хотелки». «Когда мы слышим заявления наших коллег по нормандскому формату об апреле как дате созыва саммита, это их пожелания, которые они высказывают вслух, но не более того», – говорит Сергей Лавров.
Чтобы конструктивно и продуктивно встречаться, нужно представить результаты работы по итогам предыдущего общения, а Киеву в этом плане похвастаться абсолютно нечем. Но встречи ради встречи в Москве никогда не приветствовали. В конце концов какой резон Кремлю помогать формировать президенту Украины Зеленскому позитивный имидж в ситуации, когда его команда позволяет себе и слова, и вполне конкретные решения, направленные откровенно против жителей Донбасса?
А официальный представитель МИД Мария Захарова выразилась по украинскому вопросу ещё более категорично. По её словам, участники конференции сделали всё возможное, чтобы привязать повестку, связанную с сопредельным государством, к общеевропейскому контексту. И это несмотря на то что сейчас там происходят процессы, которые уж никак нельзя назвать приверженностью ценностям, культивируемым в Старом Свете. Например, государственная политика по тотальному искоренению русского языка в СМИ, упразднение преподавания на нём в средних школах, поощрение деятельности откровенно нацистских группировок – загибать пальцы можно долго. «И в связи с этим почему-то ни у кого из тех, кто обсуждал Украину здесь серьёзно, не встал вопрос относительно действительно той настоящей идеологии, которая сегодня разворачивается и набирает обороты на территории этого государства. Вместо этого мы видели совершенно оторванные от реальности попытки включить украинский фактор во всё то, что волнует Европу», – посетовала дипломат.
Россия и Турция в Сирии не поссорятся
Несмотря на обострение ситуации в сирийской провинции Идлиб, российская и турецкая стороны, в первую очередь военные, находятся в постоянном контакте, находя полное взаимопонимание, рассматривая все возможные сценарии изменения обстановки. Этому призваны способствовать и прошедшие параллельно с Мюнхенской конференцией российско-турецкие переговоры межведомственных делегаций, выразил уверенность Сергей Лавров. «Все факты находятся на столе. Надеюсь, что они смогут презентовать идеи, которые позволят деэскалировать эту ситуацию (в Идлибе) на основе тех договорённостей, которые были достигнуты между президентами России и Турции» – подчеркнул он.
Идлиб действительно сейчас стал очень горячей точкой, после того как военные России и Турции попытались ввести режим тишины. Это вызвало ответную реакцию террористов, после атак которых и погибли российские и турецкие военные эксперты. Разумеется, такие действия не остались безнаказанными: сирийская армия начала наступление и 5 февраля выбила террористов из города Саракиб под Идлибом. А утром 11 февраля сирийская оппозиция, которую поддерживает Анкара, начала атаковать сирийских военных. Наступление велось под мощным огневым прикрытием турецкой артиллерии. При этом активное участие в атаках приняли сторонники запрещённой в России террористической организации «Джебхат ан-Нусра».