Предлагаемые СК РФ изменения в системе регистрации пользователей в социальных сетях не решат задачу «очищения» киберпространства и поиска злоумышленников, публикующих запрещенный контент. Идти необходимо другим путём. Такое мнение РИА Новости Крым высказал руководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T-Hanter Игорь Бедеров, сообщает издание «РИА Крым».
1 июня зампредседателя Следственного комитета России Елена Леоненко рассказала, что ведомство инициирует разработку новой системы идентификации пользователей в социальных сетях, чтобы эффективнее реагировать на появление запрещенного контента на платформах и его распространителей. Нынешний порядок, по её словам, этого не обеспечивает.
По мнению Игоря Бедерова, с эффективным реагированием на запрещенный контент в социальных сетях и борьбой с его авторами в России и вправду все не очень хорошо.
«Российские сервисы и социальные сети всей полноты информации правоохранителям не предоставляют, кроме того, в России не ведутся соответствующие криминалистические учеты и архивирование данных социальных сетей и профилей, электронно-цифровых следов пользователей», – подчёркивает Бедеров.
По этой причине то, что решение вопроса «очищения» киберпространства поставлен властью на повестку – правильно. Только путь для этого выбран неверный, уверен он.
«Сотрудник правоохранительных органов старается навязать пользователю дополнительные меры. Это может быть регистрация через портал Госуслуг, использование в обязательном порядке подтвержденной электронной почты или кредитной карты – достаточно большой перечень возможностей. Какую-то часть людей они обяжут это сделать. Однако непонятно, что будут делать с иностранными пользователями, которых много и которых никто не имеет право обязать соблюдать российское законодательство. И, разумеется, никто не обяжет выполнять данные требования иностранные соцсети. ... Жизнь злоумышленникам немножко усложнят. Однако задачу кардинально это не решит», – считает эксперт.
Со слов Бедерова, России необходима система так называемой криминалистической идентификации киберпространсв по аналогии с той, что действует, в частности, в США. Там компания-владелец социальной сети поставляет все необходимые данные в Агентство национальной безопасности ФБР, где информация накапливается и обрабатывается. Причем делается это напрямую – без каких-либо дополнительных санкций суда, приказов и соглашений, что позволяет достаточно эффективно идентифицировать пользователей, отмечает эксперт.
В этом смысле от Штатов мы отстаем лет на двадцать, замечает Бедеров. Однако сделать это никогда не поздно. Тем более, что это единственный правильный и цивилизованный путь, уверен он.
«Данные о техническом соединении пользователей хранятся у интернет-провайдеров и на крупнейших интернет-порталах. И те, а также другие видят кто, когда и куда, на какую страницу заходил, использовал ли средство анонимизации, какие ещё к нему привязаны социальные профили, какие файлы Cookie использовались в его браузере. Собрав данные из одного и второго массива, построив сквозную аналитику по ним, можно данные данные применять для расследования преступлений», – объяснил Бедеров.