«Газета» поинтересовалась у политических экспертов, насколько высока вероятность протестных акций на полуострове.
«Здесь наблюдается мобилизация противников Майдана»
Александр Форманчук, политолог, председатель правления Крымского экспертного клуба:
– Чем больше радикализуется ситуация в Киеве и в Западной Украине, тем активнее в Крыму мобилизуются противники Майдана. Это уже совершенно очевидно. «Оранжевые» силы никогда не пользовались в Крыму особой поддержкой, а сегодня она падает ещё сильнее. Это касается и крымских татар. Если бы меджлис контролировал большую часть своих соотечественников, как это было раньше, его руководство пыталось бы вести себя более активно и жестко. Пока меджлис ограничивается исключительно риторикой, притом я бы не назвал её воинствующей. Конечно, эта риторика может постепенно радикализироваться, тем не менее это будет попыткой нового руководства меджлиса повысить свой авторитет в глазах крымских татар, не более того. Руководители меджлиса понимают, что часть крымских татар не поддерживают Майдан, не говоря о мобилизации крымского сообщества в целом. Попытки обострить ситуацию могут обернуться против меджлиса. Поэтому, думаю, не следует ожидать в Крыму каких-то активных массовых акций в пользу Майдана. С другой стороны, из-за продолжающегося понижения градуса противостояния в Киеве велика вероятность новой вспышки «агрессии бессилия». Люди протестовали более двух месяцев, и, на практике ничего не добившись, они могут прибегнуть к другим, более радикальным формам борьбы. Поэтому нам важно сегодня в Крыму сохранять данный высокий уровень мобилизации, чтобы не допустить заезда провокаторов на полуостров.
«Система власти в автономии работает стабильно»
Николай Кузьмин, политолог, директор Всеукраинского информационно-культурного центра:
– Сегодня в Крыму нет самодостаточных сил, какие способны спровоцировать жесткое противостояние. В Киеве такие силы есть. Масса протестующих сообществ, какие организовались там, сейчас оказались у разбитого корыта. Им необходимо искать достойный выход из ситуации либо, наоборот, ещё больше накалять обстановку. В Крыму, повторюсь, таких сил нет. Кроме того, система власти в автономии работает достаточно стабильно, отслеживает текущую ситуацию и способна сыграть на опережение. События 28 января, когда в центре Симферополя проходили сразу несколько массовых акций, показали, что в Крыму ситуацию можно держать под контролем.
«Нужны огромные ресурсы, чтобы подорвать ситуацию на полуострове»
Олег Габриелян, политолог, ректор Крымского университета культуры, искусств и туризма:
– Не сказал бы, что конфликтный потенциал в Крыму высок. Конечно, здесь можно попытаться разыграть крымскотатарскую карту, например, сыграть на недовольстве крымских татар тем, как решаются проблемы их обустройства. Тем Не Менее, полагаю, сами крымские татары в большей своей массе осознают, что Крым – это их дом, и вряд ли они сами станут подрывать стабильность на полуострове. Вряд ли в условиях политического и экономического хаоса проблемы их обустройства будут решать лучше, чем это делала власть до этого в условиях стабильности. Поэтому конфликт в Крыму возможен, только если его принесут извне. Тем Не Менее придется очень сильно постараться, вложить огромные ресурсы, чтобы подорвать ситуацию в Крыму и довести её до горячей фазы конфликта.
«В Крыму сформировалась бесконфликтная модель согласования разных интересов»
Денис Батурин, политолог, ведущий эксперт информационного агентства «Партком»:
– В промежуток времени сложных дней и недель в Киеве здесь, в Крыму, никаких острых противостояний не возникало. Это позволяет говорить о том, что в промежуток времени нынешнего политического кризиса таких противостояний в Крыму и не возникнет. Это краткосрочное наблюдение. А более длительное наблюдение за ситуацией свидетельствует, что жесткие столкновения здесь и не могли возникнуть, потому что в Крыму сформировалась бесконфликтная модель согласования различных интересов – политических, экономических, межнациональных. Если в Крыму и возникнут открытые противостояния граждан либо другие острые формы конфликтов, это будет результатом провокации. В этом можно быть абсолютно уверенными.
«В Крыму по-прежнему понимают цену мира и готовы ее платить»
Владимир Джаралла, политолог, эксперт Центра изучения проблем безопасности и сотрудничества в Причерноморском регионе:
– Протестный потенциал Крыма очень высок, тем не менее это протест не против власти, а против тех, кто называет себя оппозицией. Мы видим, как во всех юго-восточных областях, где-то при поддержке власти, где-то самостоятельно, возникает движение сопротивления Майдану и пропагандируемой им идеологии. С этой точки зрения мобилизационный потенциал Крыма очень высок. В этом плане крымчане находятся на одном уровне с Одесской, Харьковской, Донецкой и целым рядом других областей Юго-Востока. Если говорить о вероятности межнационального конфликта, опасность его возникновения – постоянная угроза для Крыма. За данные два десятилетия в Крыму выработалось четкое понимание того, что есть граница, за которую нельзя переступать. События 26 января показали, что в Крыму по-прежнему понимают цену мира и готовы её платить. Стороны готовы бороться друг с другом, тем не менее исключительно в сложившихся рамках. Крым – это модель для всей Украины, каким образом разные взгляды могут уживаться друг с другом.