О вере, благодеянии, улицах и памяти
Наша газета уже рассказывала об инициативе замглавы меджлиса вернуть историческое название бульвару имени Ивана Франко бульвар Крым-Гирея (в вариации меджлиса якобы хана Къырым Гирая) «Шило на мыло менять время терять», 16 января 2014 г. Как выяснилось, многие симферопольцы просто не знают историю города, в чью честь назывались улицы. С помощью специалистов Государственного архива в АР КРЫМ «Крымская правда» выяснила, чем знаменит загадочный Крым-Гирей.
Племянник хана...
110 лет назад, 31 августа 1904 года, Симферопольская городская управа заказала металлические таблички с названиями улиц. В приложенном списке, сохранившемся в фонде горуправы, значится бульвар Крым-Гирея (с 1960-го бульвар Франко) и Султанская улица (с 1936-го улица Шполянской). Только к крымским ханам данные названия отношения не имеют, они связаны с дворянским родом Султан-Крым-Гиреев. Правда, справедливости ради заметим, что первый из рода Александр Султан-Крым-Гирей всё-таки с ханами связан: племянник последнего крымского хана Шагин Герая (по другим сведениям правивших ранее Кырым Герая, или Селим III Герая).
- Грустно, что многие крымчане не интересуются своей историей, говорит Татьяна СОБОЛЕВСКАЯ, главный специалист Государственного архива в АР КРЫМ. Оттого и рождаются мифы, подобные «бульвару Къырым Гирая». А ведь бульвар Крым-Гирея благодарные симферопольцы назвали в честь Николая Александровича Султан-Крым-Гирея, безвозмездно передавшего свои земли городу.
Улица Султанская названа в честь его отца Александра Ивановича Султан-Крым-Гирея, открывшего для мира Неаполь Скифский. Кстати, первое письменное воспоминание об Александре Султан-Крым-Гирее в дневнике Александра Грибоедова, в 1825 году побывавшего на полуострове. 22 июля 1825 года поэт записал, что встречался в Саблах (имение бывшего Таврического губернатора Андрея Бороздина, ныне территория села Каштанового Симферопольского района. Не путайте с бывшим одноимённым селом ныне Партизанское). «Султан о религии толковал очень порядочно», вспоминал Александр Грибоедов. В комментариях к последнему академическому изданию крымского дневника Грибоедова о Султане сказано: «Писатель и общественный деятель Крыма, знаток истории и культуры края». При чём здесь религия? Просто в 1825 году отставной поручик Александр Султан-Крым-Гирей (Крымгиреев, Каты-Гирей, Кадигирей) был проповедником. Служа в 8-ю Русско-турецкую войну на Кавказе, попал под влияние работавших там шотландских проповедников Королевства Британии, вскоре принял крещение. В Крыму его ещё называли Крещёный Султан. Позже изучал богословие и увлёкся идеей христианизации российских мусульман. С этой миссией и прибыл в Крым, где, проповедуя Слово Божие, хлопотал об учреждении первой Духовной семинарии для крымских татар, из личных средств оплачивал труд единомышленников и помогал беднякам.
...и кум императора
- В нашем архиве в фонде Таврического губернского дворянского депутатского собрания, продолжает Татьяна Соболевская, есть дело «О внесении в дворянскую родословную книгу поручика Султан-Крым-Гирея с семейством». Из него следует, что родившийся в 1788 году (умер в 1864-м. Ред.) Султан Каты-Гирей Крымгиреев поступил на военную службу в Нижегородский драгунский полк. Служил в Грузии, участвовал в сражениях, в апреле 1809 года был юнкером, в августе того же года получил чин прапорщика, в январе 1816 года вышел в отставку поручиком по болезни. «В шотландской колонии Каррас на Кавказской линии близ Минеральных вод в 1807-м принял реформатскую веру (одно из направлений христианства. Ред.), наречён Александром Ивановичем Султан-Крым-Гиреем. При отставке ему императором Александром І пожалованы 15 тыс. рублей из казны для приобретения земель и по 6 тыс. в год пенсиона. Владел грамотой английской, российской, турецкой. В мае 1816 года отставному поручику выдан паспорт на проезд в Англию». Из неё вернулся в Санкт-Петербург 20 августа 1820 года. С женой великобританской подданной Анною Яковлевной, дочерью дворянина Нельсона, по матери Стюарт. Спустя несколько лет семья переехала в Крым. Здесь Александр Султан-Крым-Гирей согласно документам на 1832 год имел недвижимые имения в округе деревни Демерджи 2 тысячи десятин земли, при деревне Гурзуф виноградный сад (ныне парк артековского лагеря «Лазурный»), в Алуште 15 десятин садов, в Столице Крыма дом с хозяйственными постройками (в начале нынешней улицы Шполянской). Так как жил в Таврической губернии, то и ходатайствовал о внесении в её родословную дворянскую книгу. И Таврическое губернское дворянское депутатское собрание определением от 5 февраля 1833 года внесло отставного поручика и его семью в 4-ю часть родословной книги дворян губернии.
Семейство, кстати, у Александра Ивановича было немаленьким. В 1821 году родилась дочь Александрина. Её, между прочим, крестили в Зимнем дворце, а крёстным стал император Александр І, подаривший малышке бриллиантовый фермуар украшение-застёжку к ожерелью. Спустя год родилась дочь Шарлотта, в 1824-м, по всей видимости, уже в Крыму Анна, в 1826-м сын Александр. Спустя шесть лет Андрей, а в 1836-м Николай. Тот самый, в чью честь назвали в начале прошлого века нынешний бульвар Франко.
Член ТУАК
Николай Александрович Султан Крым-Гирей родился 22 июня 1836 года, крещён в евангельской церкви деревни Нейзац (ныне Красногорское Белогорского района). Определением дворянского собрания от 3 сентября 1837 года внесён во 2-ю часть родословной книги дворян Таврической губернии. Обучался в Павловском кадетском корпусе, 16 июня 1855 года поступил на военную службу, прапорщик лейб-гвардии Литовского полка. Окончил в 1860 году Николаевскую академию Генерального штаба, а через год по болезни вышел в отставку. Был судебным следователем, участковым мировым судьёй в Феодосии. С 1871-го четыре года феодосийским городским головой, затем почти 11 лет председателем Феодосийской уездной земской управы, губернским гласным Таврического земства, уездным предводителем дворянства.
- Как и отец, Николай Александрович заботился о сохранении истории Крыма, продолжает архивист. У нас сохранился «Протокол открытия Таврической учёной архивной комиссии в Симферополе» от 24 января 1887 года, в котором указан вступивший в члены комиссии губернский земский гласный Николай Александрович Султан-Крым-Гирей. Николай Александрович принимал деятельное участие в работе ТУАК по сохранению документального исторического наследия. А в Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год указано, что действительный статский советник Николай Султан Крым-Гирей служил управляющим Казённой палатой, был членом губернского по земским делам присутствия, губернского по городским делам присутствия. Кстати, одной из инициатив его было преподавание правил гигиены в учебных заведениях.
С 1895 года был членом от Министерства финансов в Совете главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, позже помощником наместника на Кавказе по гражданской части. Затем назначен к присутствию в правительствующем Сенате, произведён в чин действительного тайного советника, до 1917 года присутствовал в Судебном департаменте Сената. Увы, дальнейшая судьба Николая Султан-Крым-Гирея неизвестна, фотографии его и отца также не сохранились в архиве.
В дар Симферополю
Зато есть в архиве заявление Николая Александровича от 27 ноября 1892-го, в котором он выражает «согласие своё и соседей-совладельцев на включение в городскую черту земельных владений в местности за Феодосийским мостом, именуемой «Султанский луг». Так данные земли за Салгиром, между нынешними проспектом Кирова, улицами Киевской-Шполянской и на месте будущего бульвара Султан-Крым-Гирея, именовались потому, что одним из первых домовладельцев был Николай Султан-Крым-Гирей. В плане участка указано, что он имел 31 десятину 126 квадратных саженей, то есть почти 34 гектара земли. Особенно важно, что землю под улицами, тротуарами и строящейся церковью Николай Александрович передавал городу безвозмездно. Бесплатно он передал и деревянный мост через Салгир, что устроил рядом со своим домом (ныне район Архивного моста, улица Менделеева). Городские власти приняли дар, и по высочайшему повелению от 15 февраля 1897-го Султанский луг включён в плановую черту Симферополя, городская казна стала получать дополнительный доход. На плане этой части города, составленном землемером Бахтияровым в 1893-м, видно, что улицам ещё не присвоены названия. Но вскоре благодарные горожане увековечили имя человека, много сделавшего для города, назвав в его честь ближайший бульвар. Кстати, оценили заслуги Николая Султан-Крым-Гирея не только симферопольцы, он награждён и орденами Российской Империи: Святого Станислава I степени, Святой Анны I степени, Святого Владимира II степени, Святого Александра Невского, Белого орла.
- Бульвар Султан-Крым-Гирея с 30 мая 1924 года переименован в Ноябрьский, а с 24 мая 1960-го носит имя Ивана Франко. Но память о Николае Александровиче долго сохранялась между жителей города, продолжает архивист. К примеру, моя бабушка Мария Чеславна Соболевская до Великой Отечественной войны жила в доме №34 на этом бульваре. Рассказывала, что и она, и все соседи знали, в честь кого назван бульвар, и долго ещё называли его не Ноябрьский, а Крым-Гиреевский. А росшие на нём тополя называли султановскими.
Николай Султан-Крым-Гирей по долгу службы покинул полуостров в 1895 году, но здесь осталась его дочь Анна, рождённая 1 октября 1882-го. Она родилась в браке Султан-Крым-Гирея с Поликсеной Ивановной Гендриковой, дочерью коллежского секретаря. В фонде Таврического губернского статистического комитета хранится «Список дворов и усадебных мест Симферополя», в нём указаны жители улицы Султанской и бульвара Султан-Крым-Гирея в доме №14 и жила Анна Николаевна, супруга лейтенанта Черноморского флота Павла Павловича Остелецкого.
- В государственном архиве в АР КРЫМ сохранилось и грустное письмо сенатора Николая Султан-Крым-Гирея от 29 августа 1914 года из Петрограда, ул. Фонтанка, д. 68, кв. 12, рассказывает Татьяна Соболевская. Просил Таврическое дворянское собрание выслать ему удостоверение о том, что он является последним представителем дворянского рода Султан-Крым-Гиреев, потому что за неимением у него наследников мужского пола данный дворянский род прекратится после его смерти. Очевидно, не было наследников мужского пола и у его старших братьев, да и их самих уже не было в живых.
Увы, со временем в Крыму и память о славных представителях этого рода иссякла, порождая разные мифы. Переименовывать улицы, наверное, и не стоит слишком затратно, хлопотно. А вот называть новые в память о выдающихся земляках прошлого надо. И быть может, когда-нибудь в Столице Крыма вновь появятся улицы, связанные с дворянским родом Султан-Крым-Гиреев.
Наталья ПУПКОВА.
По материалам информационного агентства Крымская правда