Во время праздничного концерта крымчане пели гимн России. / Фото: Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.
Когда всё это началось? Когда внутри меня появилось, нет, точнее, сформировалось стойкое неприятие украинской государственности? Наверное, это происходило постепенно. Так бывает иногда в отношениях между людьми. Встречаешь человека, знакомишься, поначалу он кажется умным, приятным, порядочным, однако постепенно приходит понимание, что это не так, что перед тобой, как говорил герой популярного фильма, «дурилка картонная», внутри которой фальшь, пустота. И наступает разочарование, а потом неприятие и отторжение...
Я хорошо помню, как Крым подарили Украине. В тот год я пошёл в первый класс. Вначале было любопытство, которое сменилось равнодушием, так как ничего, по сути, в жизни не изменилось, разве что вывески на учреждениях. На смену равнодушию пришло раздражение в 5-м классе мы начали учить украинский язык, «карнавал» закончился.
К моменту окончания школы я уже понял: что-то здесь не так зачем учить язык, который и без того понятен, однако на котором никто вокруг не говорит? И не только в Крыму. В сёлах Запорожской, Донецкой, Херсонской областей, где к тому времени удалось побывать, говорили на суржике.
В 1981 году я участвовал в работе XXVI съезда Компартии Украины, где ни один (!) человек не говорил по-украински. Даже первый секретарь Львовского обкома партии В. Ф. Добрик выступал на русском языке. Украиноязычные люди, конечно, были. И в Крыму также.
В конце 80-х годов прошлого века «Крымская правда» была самым тиражным региональным изданием Советского Союза, число подписчиков достигало 280 тыс. человек. Газета дублировалась на украинский язык, максимальное число подписчиков 31 человек. В конце 80-х начале 90-х пришли дурные времена, а с ними и дурные люди. На волне революционных перемен всплыла грязная пена националистическая шваль. Ещё при Советской власти, в 1989 году, Верховный Совет Украины принял Закон «О языках в УССР», который носил дискриминационный, антирусский характер. Дальше больше референдумы, распад Союза, несостоявшийся общекрымский референдум и отменённая Конституция 1992 года. Ни пьяница Ельцин, ни слабаки-руководители республики, ни новоизбранный президент Мешков (не к ночи будет помянут) не смогли отстоять русский Крым перед лицом агрессивного, националистического, русофобского по своей сути новоиспечённого украинского государства. Начались долгие годы рабства, ига, панщины, даже не знаю, как назвать данную главу истории Крыма.
Все данные 25 лет, четверть века (!), «Крымская правда» боролась вначале с украинским сепаратизмом, а потом с оккупационным режимом. Из номера в номер, из года в год мы старались внушить нашим читателям мысль, что они достойны лучшей судьбы. Вместе с нами в одном ряду стояли члены Русской общины Крыма, других пророссийских организаций. Однако то ли сил не хватало, то ли мешал проклятый конформизм, особенно присущий южанам.
Но случился «майдан». И как здорово, что, наверное, впервые со времён Суворова, Потёмкина, Долгорукова нашлись в Крыму два настоящих мужика, какие, уловив настроения людей, не побоялись взять на себя всю ответственность и с помощью «Главного Настоящего Мужика» вернули Крым в Россию. Моя б воля, улицу, на которой расположен Верховный Совет, назвал бы именем Константинова, а ту, на которой Совмин, именем Аксёнова. Имя Путина носила бы центральная площадь столицы. Впрочем, пусть это сделают благодарные потомки.
В 2001 году мне довелось быть делегатом I Всемирного конгресса соотечественников в Столице России, на котором впервые перед такой аудиторией выступил президент России Владимир Путин. Вернувшись, я опубликовал в «Крымской правде» заметки с форума под заголовком «Мы вернёмся к тебе, Родина!». Много раз пришлось писать объяснения в прокуратуре, судиться с «патриотами» Украины, однако не в этом дело. Процитирую последний абзац.
«Андрей Платонов сказал: «Без меня народ неполный». Вот так и Россия никогда не будет полной и великой без своих соотечественников, о которых она, как мать о своих детях, должна волноваться и заботиться. А мы... Мы в долгу не останемся. Мы обязательно вернёмся к тебе, Родина! И вернёмся не одни. Вместе с нами вернутся твои исконные земли, населённые не только русскими, однако и людьми других национальностей, какие почтут за счастье воссоединиться с процветающей Великой Россией». Я бесконечно счастлив, что могу сегодня сказать: как же я был прав! Мы вернулись к тебе, Родина! И уже никогда и никуда не уйдём. Только и ты нас никогда и никому не отдавай. Ведь нам так хорошо вместе.
Михаил БАХАРЕВ, главный редактор «Крымской правды».