«Круглый стол» под названием «Поиск и обеспечение Крыма питьевой водой» в рамках международной конференции «Комплексный многоуровневый мониторинг», прошедшей в Севастополе 10-11 июня, вызвал большой интерес. Тем Не Менее ожидаемых результатов не принес. Учёные обвинили друг друга в незнании законов элементарной физики и ведения бизнеса, сообщает издание «Севастопольская газета».
После того как Украина 26 апреля перекрыла Северо-Крымский канал, на полуострове наступил дефицит питьевой воды. Как сообщил начальник Крымского бассейнового управления водных ресурсов Андрей Лисовский, в мае наиболее уязвимым оказался Феодосийско-Судакский регион, который питается из Феодосийского водохранилища. Специалисты разработали концепцию по перебросу водостока из Тайганского и Белогорского водохранилищ, откуда вода проходит около 70 км по руслу реки Биюк-Карасу и через Северо-Крымский канал попадает в Феодосийское водохранилище. В июне проблемы с питьевой водой возникли в Керчи, какие решили тем же способом, перебросив живительную влагу из другого водохранилища.
— В этом году мы закрываем данные проблемы имеющимися ресурсами, а что в перспективе? — задал вопрос А.Лисовский. — С одобрения профильных министерств РФ в будущем решено использовать подземные воды расположенных на территории Нижнегорского и Джанкойского районов. Их дебет составляет около 200 тыс куб.м в сутки.
Непрезентабельный «круглый стол»
Свои успехи по геоэкологическим изысканиям питьевой воды в Крыму с помощью дистанционного комплекса «Поиск» представили участникам «круглого стола» генеральный директор компании «Ситалл», член-корреспондент Международной академии наук экологической безопасности человека и природы Геннадий Рубцов и кандидат технических наук, замдиректора Севастопольского института ядерно-химических технологий Николай Ковалев.
Г.Рубцов познакомил с последними новостями по поиску и классификации боевых отравляющих веществ, находящихся на дне моря в акватории Севастополя со времен Великой Отечественной войны.
По словам Н.Ковалева, «Поиск» находит воду и полезные ископаемые на глубине 5 км. Устройство опробовано не только в местных краях. Севастопольцам удалось найти газ и нефть в американских штатах Техас и Юта, алмазы — в африканском Конго, а воду — на Кипре.
Заведующий лабораторией ФГБУН «Институт физической химии и электрохимии им.А.Фрумкина» РАН Юрий Сиротинский поинтересовался у севастопольцев, знакомы ли они с законами элементарной физики. На что Г.Рубцов ответил, что когда есть успешные результаты поиска воды, законы физики не так и важны!
Завершил «круглый стол» доктор географических наук, старший научный сотрудник Морского гидрофизического института Юрий Горячкин, назвав мероприятие непрезентабельным и неконструктивным, что к участию не приглашены действительные знатоки проблемы с водой в Крыму. Как, к примеру, Институт минералогии Крыма, который до ликвидации в 2011 году очень плотно занимался поиском и разработкой месторождений на полуострове.
Воду в море можно пить
В частности, Институт минералогии Крыма исследовал такую тему, как субмаринные воды, очень актуальную для Севастополя.
Ведь ещё с давних времен в Балаклаве существует легенда об источниках чистой питьевой воды, бьющих прямо со дна моря под Крепостной горой. Якобы рыбаки выходили на промысел, не запасаясь водой, а ныряя с флягами прямо в море, когда хотелось пить.
Погружаем насос и качаем
Бывший главный технолог ЦКБ «Коралл» Виктор Криводедов исключительно из личного энтузиазма пытается привлечь средства к добыче субмаринных вод в районе м.Айя.
Обсудив задачи с несколькими учеными, водолазами и скалолазами, В.Криводедов определил несколько вариантов промышленной добычи пресной воды. Основной вариант — это установить водонапорную башню на вершине мыса, куда подавать воду, а потом самотеком направлять её куда угодно: хоть на Южный берег, хоть в Балаклаву, хоть в Сухую речку.
Субмаринные источники в районе м.Айя бьют как из скал в гротах, так и со дна моря, утверждает В.Криводедов. Если брать воду из сифонов, то «погружаем туда насос и качаем». Если все же будет решено разрабатывать родники на шельфе, то исток можно накрыть колпаком и по трубопроводу направить воду наверх.
— Артезианские скважины не бездонные, в скором времени могут пойти грунтовые подсоленные воды. Тем Не Менее у нас в стране пока не припечет, никто ничем не будет заниматься, — считает учёный.
Справка
По информации геологических исследований, значительное количество подземных вод поступает в море в виде подземного стока в юго-западной части Крыма.
Исходя из геолого-структурных, тектонических и гидрогеологических особенностей, особо мощный выход подземных вод возможен в районе мысов Фиолент, Сарыч, вблизи Байдарской долины. Всего в крымском секторе Черного моря известно до 40 источников. Общий подземный сток в Чёрное море, по разным оценкам, составляет от 125 млн куб. м в сутки до 3,2 млрд куб. м в год. Это больше, чем потребности каждого из больших городов Крыма. Дефицит питьевой воды только по г.Севастополь составляет 80 тыс. кубометров в сутки.
Источник — «Научный комментарий к национальной программе исследований и использования ресурсов Азово-Черноморского бассейна, других районов мирового океана на промежуток времени до 2000 года»