Степень накала ситуации в Донбассе достигла такого градуса, что кажется неразрешимой. Боевые действия продолжаются. Число жертв противостояния уже приближается к шести тысячам, раненых и искалеченных почти в три раза больше.
Как остановить войну? Одно из предложений озвучил на днях политолог Сергей Станкевич, предложивший, ввести в Донбасс миротворческий контингент.
«Нужны миротворческие силы, без этого не обойтись. Тем Не Менее миротворческие силы в составе не натовских стран. В Европе это может быть Австрия, Финляндия, Беларусь… Сейчас настолько велик накал, что случаи нарушения перемирия опять будут многочисленными, и в итоге снова возобновятся бои. Нужна группа международных посредников», - цитирует эксперта ИА ПолитНавигатор.
Идея, возможно, и хорошая. Тем Не Менее как её осуществить, если официальный Киев не заинтересован ни в каких миротворческих силах? Что не так давно подтвердила замминистра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль:
«Если мы говорим о миротворческой миссии, то должны понимать, что фактически создаем зону замороженного конфликта. Насколько это требуется Украине сейчас? Я не могу вам сказать, что это тот вопрос, который нам сейчас необходим», - приводит её слова «Интерфакс-Украина».
- Власти Украины ни за что не согласятся сегодня на введение миротворческого контингента, - комментирует ситуацию шеф-редактор проекта «Однако. Евразия», политолог Семен Уралов. – По одной простой причине – в Киеве не признают, что в стране идёт гражданская война. Если они это признают, то стразу же к ним возникнет целый ряд неудобных вопросов: почему, например, правительство использует армию против мирного населения, когда это прямо запрещено Конституцией? И кто, собственно, является вторым субъектом этого конфликта? Это первый аргумент, почему предложение Станкевича, на мой взгляд, нереалистично.
«СП»: - Есть еще?
- Мне видятся, к примеру, наивными «благие намерения» про внеблоковые страны в роли миротворцев. Не будут они ввязываться в данный конфликт. Зачем им это нужно? Это не их «партия».
«СП»: - Лукашенко, кстати, был готов отправить на Донбасс своих миротворцев ещё в октябре. Тем Не Менее тогда идею отвергли.
- Так или иначе, пришлось бы идти в ООН, так только эта организация может принять решение о вводе миротворцев. А никакого разрешения не будет. И главным образом, не потому, что Киев, естественно, не даст на это согласия. Эта война нужна Соединенным Штатам. Причем в их интересах продолжение войны с наибольшим количеством жертв.
США играют партию подрыва России и разрыва экономики в отношении с Евросоюзом. Украина в этом смысле - расходный материал, который используют как фитиль (что в свое время пытались сделать из Грузии).
Это второй аргумент, почему с миротворцами ничего не получится.
Третий связан с коллизиями отношений между ДНР, ЛНР и Киевом. Руководители ДНР и ЛНР утверждают, что границы их республик проходят по границам областей. Что категорически отказываются принять в Киеве. Хотя линия размежевания сил «АТО» и ополченцев уже совсем не та, что была в сентябре на момент подписания Минских соглашений (кстати, приложение, которое определяет линию разграничения в Донбассе, представители ДНР и ЛНР не подписывали).
То есть, разногласия сторон носят принципиальный характер. К тому же, нет естественной границы, которая была в случае с Приднестровьем – там миротворческие войска ввели и остановили конфликт, продолжавшийся несколько месяцев.
По мнению руководителя центра координации «Новая Русь» Алексея Ампилогова, ввод миротворцев, в той или иной степени, предполагает «узаконивание» определенных территорий:
- Согласится ли на это Киев и Запад? Я думаю, что нет. Поэтому замораживание этого конфликта не входит в планы Запада, и, тем более, Киева.
«СП»: - Почему?
- Ещё не исчерпаны – с их точки зрения – военные ресурсы решения данного конфликта. И у Киева есть соблазн: имея мобилизационный потенциал, превосходящий в десять раз мобилизационный потенциал обеих республик, он будет пытаться до конца решить вопрос блокадой и военным способом, уходя от прямого миротворчества.
«СП»: - Оппозиционный блок выходил уже в Раду с предложением ввести «голубые каски» ООН в зону конфликта, тем не менее его отвергли. На том основании, что введение миротворцев якобы будет указывать на признание ситуации в Донбассе внутренним конфликтом, а не «российской агрессией».
- Такова, к сожалению, позиция Киева. Там до сих пор на полном серьезе многие считают, что никаких ополченцев не существует, что ДНР и ЛНР – это все происки Москвы.
Инициатива представителей Оппозиционного блока просто не могла быть принята при нынешнем составе Верховной рады. Потому что их фракция слишком малочисленная, и любые более-менее здравые предложения тут же легко блокируются депутатами - «ястребами» от блока Порошенко и Яценюка, какие настроены на продолжении военного противостояния в Донбассе.
«СП»: - Получается, что миротворцы – это та мера, к которой Киев не прибегнет никогда?
- Думаю, может прибегнуть только после полного и окончательного истощения своих сил, которое наступит не завтра и не послезавтра. И, к сожалению, даже не через полгода. Ситуация очень далека от завершения.
- Киеву очень важно представить Россию участником конфликта в Донбассе, чтобы лишить её возможности содействовать вводу миротворцев через ООН, - считает политолог, кандидат экономических наук Александр Дудчак.
«СП»: - Западу вообще миротворцы в Донбассе выгодны? Ведь кредиты Киеву давались с учетом того, что регион останется в составе Украины и будет работать на возврат долгов. А без Донбасса возможности расплатиться резко снижаются…
- Кредиты даются не для того, чтобы их получить обратно. Это скорее такое средство управления, затягивания в долговую яму. Потому что государство с большим кредитным долгом становится более послушным. Такой страной легко манипулировать, её можно полностью лишить суверенитета.
Но Донбасс уже никому не поможет вернуть кредиты Украины. И даже возвращение его силой в состав Украины вряд ли поможет Киеву.