Ровно год назад мы с вами доказали всему миру, пристально следившему за происходящем на нашем полуострове, что мы - не просто население, а настоящие граждане.
Граждане Республики Крым – наделённые политической волей, способные воплощать её в жизнь, добиваться своих целей и отстаивать свои политические идеалы.
Именно поэтому наш День референдума вошёл в число наиболее почитаемых крымчанами памятных дат: тех, на которых мы будем воспитывать следующие поколения, учить их верности своему долгу, любви к родному Крыму и готовности подняться за него на борьбу.
Мы сами учились этому у поколения ветеранов Великой Отечественной войны.
Очень символично, что первая годовщина "Крымской весны" совпала с годом 70-летия Великой Победы. Получается своеобразная перекличка поколений: наши деды нацистов из Крыма изгнали, а мы неонацистов в Крым не пустили.
Анализируя причины нашей победы, я всякий раз убеждаюсь, что главное заключается в том, что огромное количество людей в критический момент выполнило свой долг.
Депутаты – оставшись со своими избирателями, реализуя полученный от них мандат доверия, военнослужащие и ополченцы – не допустив развязывания в Крыму вооружённого конфликта, крымчане – проявив твёрдость в стремлении связать своё будущее с Россией.
Уже приходилось говорить о том, что наши люди отличаются завидным политическим постоянством: 16 марта 2014 года они фактически повторили свой выбор, сделанный 20 января 1991-го.
А ведь сколько всего вместили 23 года отделяющие первый референдум, позволивший нам восстановить нашу автономию, от второго, открывшего нам путь возвращения в Россию.
А теперь давайте на секунду представим, что какая-то из перечисленных категорий участников событий годичной давности свой долг не выполнила. Полагаю, сегодня ни у кого уже нет сомнений, что тогда Крым ожидала бы катастрофа. Но мы с вами оказались на высоте.
О том, что происходит, когда люди и целые структуры чувство долга теряют, можно судить на примере соседнего с нами несостоявшегося государства – Украины.
Вовсе не случайно оно сейчас уверенно сползает к махровому неонацизму, который уже практически невозможно маскировать. Дело в том, что радикальный и агрессивный национализм даёт простые ответы на сложные вопросы.
Он как бы выписывает индульгенцию всем тем, кто исполнению своего долга предпочитает наживу: политикам, которые в течение почти четверти века торговали интересами своей страны и своего народа, журналистам и экспертам, выращенным на западные гранты и не чувствующим ответственности перед своей аудиторией.
Я уже не говорю об украинских олигархах, все эти годы под самыми разними идеологическими масками высасывавших соки из страны.
Конечно, спасти Украину никакой неонацизм не в состоянии, но агония может быть продлена, хотя конец при этом будет ещё более ужасным. Думаю, Порошенко, Яценюку и их подручным настало время повнимательнее изучить картину Кукрыниксов «Конец. Последние дни гитлеровской ставки».
Что же, думаю, это неизбежный финал государства, в котором правит два десятка семей, где потеряны все политические ориентиры и утрачено чувство национального и даже просто человеческого единства.
Уже пройдена та точка невозврата, до которой для страны ещё был открыт спасительный путь – делегирование дополнительных полномочий регионам, обуздание всевластия олигархических групп, жёсткое подавление радикалов и ульта-националистов.
Год назад, уверен, это ещё было возможно. Напомню, именно это предлагал президенту Януковичу крымский парламент. Но президенту Украины не хватило чувства ответственности перед людьми, чувства долга.
Он не справился со своей функцией гаранта безопасности и стабильность вверенной ему страны. Нечто подобное можно сказать и о многих его ближайших соратниках.
Присутствующим в этом зале хорошо известно, как развивались события Крымской весны, как тогда принимались решения.
И потому нам иногда удивительно, а иногда – просто противно читать «откровения» тех выдающихся деятелей крымской политики, которых тогда и рядом с нами не было и которых "Крымская весна" отправила на политическую помойку.
Согласно их мемуарам, мы с вами являлись лишь марионетками в руках Кремля, реализовавшего в Крыму свой коварный план.
Иное им просто трудно представить: будучи сами политическими марионетками, они не могут себе представить, что кто-то способен совершать поступки и брать ответственность на себя. Конечно, Россия выступила гарантом нашего свободного волеизъявления.
Мы всегда будем благодарны ей и её руководству за это, поскольку иначе нам было бы крайне сложно обеспечить проведение референдума и уж тем более – реализовать его результаты.
Но уверяю всех, кто способен адекватно воспринимать информацию: без нашей готовности к быстрым, слаженным и решительным действиям, без массовой поддержки крымчанами идеи возвращения в Россию, никто бы нам руку помощи не протянул. Просто некому было бы протягивать.
Конечно, время всё расставит на свои места. Оно сделает тайное явным. Выявит кто герой, а кто предатель в тех событиях. Как поётся в известной песне, «Мгновенья раздают кому позор, кому – бесславие, а кому – бессмертие».
Но мне и сейчас очевидно: мы к своему мгновению оказались готовы и повели себя достойно!
После того, что мы сумели совершить год назад, не может быть сомнений в том, что мы успешно преодолеем все зигзаги переходного периода, экономической и транспортной блокады, информационной войны, развязанной против Крыма украинской пропагандой.
Преодолеем всё это и построим Крым нашей мечты, придя, как начертано на нашем гербе, к процветанию в единстве!