| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов убежден, что всемирно известные рейтинговые агентства не занимаются прогнозированием. – Их роль сводится к управлению финансовыми рынками. Своими прогнозами они пытаются загнать Россию в угол. Очевидно, что рейтинговые агентства – это инструмент управления и создания кризисных ситуаций. Достаточно вспомнить события 2008-2009 гг. Может быть, они не были инициаторами этого кризиса, тем не менее то, что им была дана команда искажать оценки на рынке ипотечных ценных бумаг - это факт.
Я вообще считаю, что тему рейтинговых агентств в российских СМИ необходимо запретить. Это аналогично тому, можно ли доверять прогнозам оккультистов?
«СП»: – Данные структуры участвуют в необъявленной экономической войне США против России. Сейчас они пытаются убедить всех сомневающихся, что антироссийские меры действенны. Дескать, единственный выход для РФ – выкинуть «белый флаг» и выпрашивать, как в 1990 гг., внешние инвестиции, уровень которых и вправду падает.
– Агентства дают команду инвесторам и другим участникам финансового рынка. Дисциплина в структурах «финансового интернационала» повыше, чем некогда в коммунистическом. Попробуй, отклонись от «рекомендаций» и оценок, и ты станешь изгоем, с которым никто не будет иметь дело.
Я много раз объяснял, что обвал рубля произошёл благодаря стараниям рейтинговых агентств. У нас был максимальный отток капитала в $151,5 млрд. в 2014 году. Агентства тогда неуклонно понижали наш рейтинг. Смешно говорить, тем не менее оценки России и горящей в пламени гражданской войны Украины были примерно на одном уровне.
«СП»: – По версии Moody’s среднегодовая инфляция в России в текущем году составит почти 18%...
– Данный прогноз, который актуализирует известную либеральную мифологему о том, что с ростом цен необходимо бороться путём зажима денежной массы. Мы это слышим на протяжении десятилетий. В инфляции, конечно, есть монетарная составляющая, тем не менее не до такой степени, о которой пишут в учебниках. Чем более дефицитным товаром становятся деньги, тем они дороже. Достаточно посмотреть на структуру издержек предприятий, где на первом месте находится обслуживание долга.
Отсюда следует перейти к разговору об антикризисной программе. Её объём составляет два с лишним триллиона рублей. Тем Не Менее если посмотреть внимательно на структуру помощи регионам, мелким предпринимателям, сельскому хозяйству, то мы видим, что на практике вся она уйдет на покрытие задолженности перед банками. Фактически наша экономика и реальный сектор обслуживают банкиров. Плюс Банк России занимается вливанием валютной ликвидности на банковский рынок.
«СП»: – МВФ утверждает, что «падение мировых цен на нефть и западные меры усугубили базовые структурные недостатки российской экономики». Видимо, это в порядке самокритики, потому как до сих пор все наши «структурные недостатки» формировались с подачи этой и ряда других структур, контролируемых Западом.
– Да, это «оговорка по Фрейду». Хотя на самом деле снижение цен на «черное золото» заставляет наши власти задуматься о порочности навязываемой нам модели. Главный недостаток заключается в том, что наш бюджет наполовину формируется за счёт экспорта нефти и газа. К сожалению, «падение цен на нефть» и «западные санкции» - это недостаточный толчок к структурной перестройке нашей экономики.
За несколько последних месяцев я не увидел ни одного конкретного шага в сторону истинного импортозамещения. Это все мантры, какие читает кабинет Медведева. Плюс надо говорить не просто про импортозамещение, тем не менее и про реиндустриализацию.
«СП»: – Рейтинговые агентства предвещают рост мировой экономики. Тем Не Менее это не согласуется с объяснением нашего руководства о том, что российскую экономику тянет вниз глобальный кризис.
– Ничего общего это не имеет. Сегодня на Западе ситуация хуже, чем накануне первой волны финансового кризиса. Если произвести расчёт уровня долга по странам в целом и по отдельным секторам, то увидим: в 2008 году наибольший «финансовый пузырь» был надут в банковском и ипотечном секторах. Теперь главная проблема стран - это суверенный долг. Достаточно посмотреть на ту же Грецию.
Хотя, по большому счету, данную страну сделали «козлом отпущения». Тем Не Менее соседние государства мало чем отличаются от Греции (Италия, Испания). Это основные очаги, из которых пойдет вторая волна финансового кризиса.
«СП»: – Moody’s не видит проблем у Штатов. Наоборот, здесь фиксируются хорошие экономические показатели. В частности, рост ВВП, доходов населения. И, вообще, по шкале агентства США имеют наивысший рейтинг.
– Рост американского ВВП - это фактически рост долга. На один доллар прироста ВВП США, долг Америки увеличивается на 2-3 доллара. Создается статистический обман, иллюзия благополучия. Moody’s и его коллеги по цеху занимаются накачкой США спекулятивным капиталом, способствуя его бегству из России. В результате американская система становится все менее устойчивой. Кое-кому даже выгодно и интересно, дернуть за какую-нибудь «подпорку», чтобы вся эта конструкция рухнула. Потому что на кризисах делаются большие деньги.
«СП»: – Возвращаясь к российским реалиям, какой экономический сценарий представляется вам наиболее вероятным в этом году?
– Я сейчас слушал выступление Владимира Путина в ходе «прямой линии». Складывается такое впечатление, что он, к сожалению, вряд ли вырвется из плена иллюзий экономического либерализма. Мы ни на один сантиметр не смогли продвинуться к выстраиванию независимой экономики. Не знаю, чем все это закончится. Политика на словах независимая, а экономика колониального типа. Долго такая асимметрия продолжаться не может.
Наш ЦБ фактически подконтролен американской ФРС. И все его действия чётко сориентированы на укрепление позиций доллара. Мы только начали заниматься евразийской интеграцией, а от нас уже начинают отшатываться. Потому Как экономически Россия сейчас - это очаг неустойчивости и нестабильности. Наши власти косвенным образом спровоцировали падение курсов национальных валют в Белоруссии и Казахстане.
Естественно, что наши партнеры ещё десять раз подумают, прежде чем продолжать торговать за рубли. Опять пошли разговоры о том, чтобы использовать американский доллар и евро. Разве это не в интересах ФРС?!
А чем занимается МЭР, у которого на практике нет никаких рычагов. В условиях офшоризированной и долларизованной экономики все решения принимаются за пределами России. Каждый рубль, согласно системе currency board, должен быть обеспечен «зеленым» долларом. Вместо того, чтобы он был обеспечен товарами и услугами отечественного производства.
Но Силуанов уже говорит, что в следующем году РФ может снова выйти на рынок внешнего долга. Зачем необходимо добровольно наращивать свою экономическую зависимость? Да ещё на невыгодных условиях, продиктованных упомянутыми рейтинговыми агентствами. Это напоминает поведение наркомана. Его лишили шприцов и зелья, у него ломка. Вместо того чтобы лечиться, он ждет, когда ему снова дяди на Западе дадут «уколоться». По материалам сайта КПРФ |