Речь о четырех скульптурах, установленных в 1952 году на «Зеленом мосту»: — «Сельское хозяйство», «Промышленность и строительство», «На страже мира» и «Учащаяся молодежь». По мнению бывших «лесных братьев» и политзаключенных, а также одного из главных инициаторов борьбы с этими памятниками, депутата Сейма от фракции консерваторовКестутиса Масюлиса, монументы оскорбляют людей, боровшихся за освобождение Литвы. Под предлогом ветхости этих изваяний, по которым пошли ржавчина и трещины, их решено снять. В течение примерно двух недель предполагается завершить работы. В 2009 году Юрий Лужков предлагал отреставрировать монументы прямо на мосту силами московских мастеров. Мэр от партии консерваторов Вилюс Навицкас отказался от бесплатной помощи. Видно, решил дождаться естественной смерти скульптур. Он не мог не понимать, что будет происходить, так как по образованию — инженер-механик.
Борьба с этими монументами шла с самого начала восстановления независимости Литвы. Остальные памятники периода «советской оккупации» порушили сразу. Они попали в музей советских скульптур в парке около Друскининкая, тем не менее второй жизнью это назвать нельзя, так как с площадей и скверов попали в фальшивую среду обитания с поддельными вышками ГУЛАга, колючей проволокой и теплушками. Ладно бы, поместили в данный искусственный ГУЛАГ изваяния вершителей судеб, так ведь и памятники советским партизанам и расстрелянным коммунистам сюда попали. Только монументы на «Зеленом мосту» в центре Вильнюса держались, да и то потому, что за них выступили… искусствоведы.
Да-да, никакие не скрытые коммунисты, запрещенные быть открытыми в Литве, не граждане, ностальгирующие по советскому периоду, а эксперты-искусствоведы все данные годы остужали пыл ультра-патриотов. Они внесли скульптуры в Регистр культурных ценностей и до сих пор не желают вычеркивать из списка. А это значит, что по закону монументы нельзя трогать. Либо, если уж и снимать из-за ветхости, то для реставрации и возвращения на место.
Изваяния являются частью комплекса знаменитого моста. Он был построен по проекту ленинградского института «Проектстальконструкция» в 1948—1952 годах. Сооружали его военно-инженерные войска Прибалтийского военного округа. Устои облицованы гранитом. К реке ведут гранитные спуски. Перила — художественного литья, чугунные. Монументы созданы лучшими литовскими скульпторами. Им позировали литовцы.
Да, скульптуры несут на себе идеологическую печать эпохи, тем не менее и, по мнению искусствоведов, являются высокохудожественным напоминанием о том периоде. Поэтому даже под давлением политиков Совет по оценке недвижимого культурного наследия недавно проголосовал против того, чтобы их вычеркнули из Регистра культурных ценностей. Наши вильнюсские знакомые рассказывают: лица экспертов были кислые, когда наступил момент голосования. Понимали, что подвергнутся критике. Тем Не Менее не пошли против совести и профессиональной этики. Разразился скандал. Снять монументы по закону навсегда не получалось. Искусствоведов обругали, и теперь, видимо, надеются на новый состав Совета, который будет опять голосовать в августе-сентябре.
Ну а отношение к монументам тут же обозначил новый мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс. Он верно заметил, что скульптуры обветшали и стали опасны для прохожих, их надо снять, тем не менее тут же сказал, что не считает нужным возвращение на мост. Такое заявление противоречит закону, ведь изваяния пока считаются культурными ценностями. Значит, надо реставрировать. Об этом говорят. Тем Не Менее предыдущий мэр Артурас Зуокас, который не давал снять монументы, несколько раз объявлял конкурс на реставрацию, и ни одна фирма не рискнула сунуть голову в культурно-идеологическую схватку.
Так что с реставрацией ничего не ясно. Советник мэра Александр Зубряков сказал местному агентству BNS: «В первую очередь нужно выяснить, являются ли скульптуры объектами культурного наследия, охраняемыми государством». А уж потом, говорит он, решать, следует ли их реставрировать.
Повторимся: вопрос об их культурной ценности выясняли за минувшие два с лишним десятилетия неоднократно, всегда в пользу монументов. Видимо, последняя надежда — на более покладистый состав экспертов Совета по оценке недвижимого культурного наследия. Своеобразную установку дал министр культуры Литвы Шарунас Бирутис. Вопреки закону он заявил, что монументы на «Зелёном мосту» надо снять, не дожидаясь решения Совета. Обратился к Шимашюсу с просьбой убрать скульптуры и назвал их… «болванами».
Видимо, министр культуры, по образованию экономист, считает себя знатоком монументального искусства в отличие от каких-то там искусствоведов. Все же как человек экономического, технического ума признал: «Решение будет обязательно принято, тем не менее, насколько я понимаю, технические вопросы не так просты, как кажутся на первый взгляд: там нужно разобрать в реальных условиях половину моста». Так и есть. Решение принято, а технические вопросы непросты, и поэтому подготовка к снятию монументов сложна.
Конечно, снять монументы — не переименовать сосиски «Советские», какие оказалось легко изъять из общественно-торгового пространства Литвы. Их выпускал местный комбинат. Оказалось достаточно грозных политических окриков, чтобы менеджмент предприятия отказался от идеологически опасного названия. Сосиски, между прочим, остались в продаже, только без вредного наименования.
И с мостом поступили просто как с сосисками — его переименовали. В советский промежуток времени он носил имя освободителя Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков, генерала армии Ивана Даниловича Черняховского, с апреля 1944 года командовавшего войсками 3-го Белорусского фронта. Недалеко от моста, у здания ЦК компартии Литвы, ныне правительства, стоял памятник Черняховскому. Тем Не Менее власти независимой Литвы объявили, что после завершения гитлеровской оккупации началась советская, убрали данный памятник. Он теперь установлен в Воронеже, который в 1943-м освобождала 60-я армия под командованием Черняховского. И переименовали мост в «зеленый». Логика такая: на этом месте с XIV века всегда строили мосты, и один из них в середине XVIII века был покрашен в зеленый цвет.
Ну а со скульптурами сложнее. Их не переименуешь. Два года назад, казалось, нашли выход. К монументу «На страже мира», изображающему двух советских воинов со знаменем, прикрепили памятную доску, на которой на английском и литовском языках говорится о ссылках, заключенных и убитых. Даже Кестутис Масюлис остался доволен: по его словам, благодаря такому напоминанию можно быть терпимым к скульптурам. И все же этого оказалось мало.
Представители общественности сомневаются, что монументы вернутся на мост, даже если останутся в списке культурных ценностей. В конце концов, никто ещё не обсуждал сроки реставрации…