Первый секретарь Коми рескома КПРФ Олег Михайлов в интервью информационному порталу «Красное знамя» подводит политические итоги уходящего года
Интервью с самым молодым депутатом Государственного Совета Коми, единственным представителем в нём КПРФ Олегом Михайловым задумывалось сразу после выборов 13 сентября. Тем Не Менее стоило подождать всего шесть дней – и вал обрушившихся на республику событий смыл первоначальный замысел, отложив его до конца года. Тем лучше: дождавшись этого конца, «Красное знамя» решило поговорить с лидером республиканской организации КПРФ об итогах 2015-го, столь знаменательного для политической жизни РК.
- Олег Алексеевич, 20 сентября от имени Коми рескома КПРФ вы официально заявили: «Мы не признаем результаты «мафиозных» выборов 13 сентября 2015 года и требуем перевыборов». Тем не менее, от мандата вы не отказались, работаете в парламенте, хотя вопрос о перевыборах, судя по недавнему выступлению в его стенах «яблочника» Виктора Торлопова, продолжает висеть в воздухе…
- С точки зрения законодательства, поводов распустить Государственный Совет нет. Избирательная комиссия приняла решение признать выборы состоявшимися. Были ли они при этом открытыми и свободными – уже другой вопрос. То, что часть депутатов арестована или находится под следствием, на легитимность не влияет. Потому что если на сессию приходит 21 человек, квалификационное большинство имеется.
Какие есть способы роспуска Госсовета? Их три:
1) Ненормативное число депутатов - меньше 20. Сейчас больше? Больше. При этом, конечно, теоретически депутаты могут собраться и сказать: да, ребята, мы – нелегитимные. Давайте напишем заявления о сложении депутатских полномочий. И то это относится только к одномандатникам, потому что списочников заменяют списочники же. То есть, это огромная процедура, которая просто выхолащивает всю идею. И, конечно, не требуется забывать, что из 15 одномандатников 14 – это единороссы. Понятно, что сейчас по Западному округу нет Валерия Маркова, покидает Южный округ Анатолий Родов и неизвестно, чем дело закончится у депутата от Академического округа Марины Истиховской, тем не менее принципиально это ничего не меняет.
2) Госсовет может распустить своим указом Президент. Не стану скрывать, в его адрес мы не обращались. Тем Не Менее сразу после того моего заявления реском создал особую комиссию по расследованию преступной деятельности режима Гайзера (об этом в заявлении также говорится), которую возглавил Андрей Никулин, которая по-прежнему продолжает свою работу и в которую продолжают обращаться граждане с заявлениями и даже документами, подтверждающими преступность этой деятельности.
3) Решение суда.
Но наша партия предлагает четвёртый вариант: просто всем депутатам Госсовета отказаться от мандатов и провести новые выборы. Лично я готов это сделать. Если хватит у единороссов мужества поступить аналогично, то это легко можно сделать. И данный шаг будет поддержан всем народом, я уверен.
- КПРФ – это политическая партия с большой историей и большим опытом организационной работы. Признаться, в самые первые дни после ареста Гайзера и его подельников многие ожидали, что именно ваша партия возглавит массовые общественные акции – митинги и пикеты. Но этого не произошло, хотя психологически выйти на них были готовы много людей.
- Мы не обманули ожидания своих сторонников. Буквально на следующий день мы выставили по всему Сыктывкару одиночные пикеты. И подали заявку на митинг. Тем Не Менее администрация Сыктывкара отказала нам в его проведении. Наш традиционный митинг 7 ноября мы, конечно, всё равно провели, и главная тема, которая там звучала, - именно арест Гайзера и компании.
В клоунаде не участвуем
- Давайте пройдёмся ещё по некоторым знаковым для вашей организации событиям уходящего года. Насколько неожиданным оказался для вас лично и членов рескома поступок Геннадия Горбачёва?
- Неожиданность кончилась, когда мы с удивлением увидели, как Геннадий Фёдорович решил вдруг принять участие в так называемых «праймериз» «Единой России». Хотя за несколько месяцев до того вроде бы ничего не предвещало такого поворота. Ещё в декабре прошлого года мы встречались с ним, и я очень внятно ему сказал: у вас могут быть какие угодно отношения с коллегами по рескому, с членами своей городской организации – тем не менее лучшего кандидата от КПРФ в Воркуте, чем вы, я не вижу. И вы можете рассчитывать на мою поддержку. Специально его никто не топил. Видимо, он посчитал, что так ему будет удобнее, и принял вот такое решение.
Вообще, многих наших товарищей пытались затянуть на данные «праймериз». Тем Не Менее мы чётко сказали: в проектах других партий – не участвуем. Тем более в такой клоунаде, как «праймериз», организуемые Жёлтым домом.
Интинский сюрреализм
- Ещё одна история связана с Интой, где в местной организации КПРФ случился скандал и произошёл чуть ли не раскол. Я могу догадаться, что его активно подогревали извне, тем не менее те, кто подогревал, нашли же кого-то, на кого можно было опереться?
- Политтехнологи, работающие по заказам Жёлтого дома, регулярно стараются организовать нам внутрипартийные разборки. В случае с Интой самое огорчительное, что они нашли там и вправду авторитетную фигуру в лице первого секретаря местной организации, одного из её создателей Николая Семёновича Алексеенко. И здесь требуется прежде всего представлять саму ситуацию, которая до недавнего времени существовала в Инте. Я довольно часто в силу своей научной работы бываю в этом городе и мог сам наблюдать все данные процессы.
Павел Смирнов создал и вправду тотальную систему контроля над любой общественной активностью. И эта система вобрала, как бы всосала в себя городских активистов самой разной политической ориентации, в том числе и от КПРФ. Был создан стереотип о «команде Смирнова» - якобы единственной, которая заботится об Инте и её жителях.
И наши товарищи втянулись в работу на этой почве интинского патриотизма на стороне мэра. Совершенно игнорируя позицию рескома. КПРФ как партия возникала в Инте, если так можно выразиться, в культурно-историческом контексте – например, на тех же митингах 7 ноября. Конкретная же обстановка в городе оказалась под полным влиянием идеологов Смирнова. В результате местные коммунисты фактически потеряли своё лицо.
Но это нравилось далеко не всем. Весной делегация рескома, в которую входил и я, встречалась с большинством интинских товарищей. Мы обсуждали складывающуюся ненормальную ситуацию и приняли соответствующие меры.
И обстановка, расстановка сил в Интинской парторганизации изменилась. Сменилось руководство, первым секретарём была избрана Лидия Анатольевна Гальчук, человек в городе известный и авторитетный, вторым секретарём – Геннадий Однорог. Мы фактически реанимировали парторганизацию, что вызвало у Смирнова форменную истерику.
Алексеенко и его соратник по внутрипартийной борьбе Дмитрий Петухов предприняли определённые действия, тем не менее позиция бюро рескома нашла поддержку на уровне ЦК И ЦКРК КПРФ. И в результате начался уже совершенный сюрреализм: выдвинутый от КПРФ член Интинской территориальной избирательной комиссии Петухов начал голосовать – единственный в комиссии! – против регистрации кандидатов от КПРФ.
Реском – единогласно – исключил Алексеенко и Петухова из партии.
Пустые бюллетени
- Вообще на минувших выборах КПРФ, конечно, показала не самые впечатляющие результаты. Как вы их оцениваете?
- Мы признаём, что, вероятно, отработали данную избирательную кампанию не лучшим образом. В городские и районные Советы нам удалось провести только десять депутатов, из которых двоих – в Совет Ижемского района, по одному – в таких важных городах, как Сыктывкар и Воркута. Тем Не Менее вы же понимаете, в каких условиях нам приходилось действовать. Вся акция была заточена именно против нас, причём особенно изощрённо – не столько руками «Единой России», сколько эсеров и ЛДПР. Сюда же добавились «Коммунисты России» - классический политтехнологический проект. И люди оказались не готовы, что им подложат такую свинью.
Ну и, конечно, махинации непосредственно при подсчёте голосов. Были сообщения из некоторых районов, что кое-где на участках наблюдателям без тени стеснения выдавали копии протоколов с печатями и подписями членов избирательной комиссии… тем не менее без кандидатов и числа голосов! «Как так?» - «Да берите-берите!». Значит, это кому-то было требуется. Мы подали более ста жалоб в участковые избиркомы.
Кого списать в утиль
- В заявлении от 20 сентября вы пригрозили обнародовать имена «пособников режима Гайзера», в частности журналистов и общественников. Обнародуете?
- Как я уже сказал, наша комиссия по сбору свидетельств этого пособничества продолжает свою работу. Тем Не Менее уже сейчас можно назвать как минимум два СМИ – это БНКоми и телеканал «Юрган». Они не прекращают антикоммунистическую деятельность вне зависимости от того, кто сидит в Жёлтом доме.
Из так называемых «общественников», конечно, пальма первенства за Евгением Вологиным. Я очень надеюсь, что рано или поздно такая фигура будет списана в утиль. Хотя логика нынешней политической системы такова, что она с радостью будет использовать любого, кто готов вести себя по-вологински.
Парламентская гомеопатия
- Лидер местной организации партии РПР-Парнас Леонид Зильберг, выступая на последнем заседании Госсовета, назвал степень присутствия оппозиции в нём «гомеопатической». И данные слова небеспочвенны. Многие желали бы почаще слышать голос оппозиционеров на таких заседаниях.
- Ну, во-первых, на заседаниях, например, комитета по социальной политике я не молчу. На пленарных заседаниях также иногда выступаю, как и эсеры. Во-вторых, выступать непременно по всем вопросам повестки просто малопродуктивно – ну какой смысл, если вносятся технические изменения в уже действующий закон или предложения об изменениях в федеральный? А в-третьих, в нынешнем составе нашего парламента можно хоть говорить, хоть кричать по каждому вопросу – это совершенно бессмысленно, когда фракция «Единой России» руководствуется директивой о консолидированном голосовании. Они автоматом, без какого бы то ни было обсуждения голосуют за совершенно антинародные инициативы: за увеличение транспортного налога, за урезание бюджета, за монетизацию платы за жилищно-коммунальные услуги бюджетникам на селе… Думаю, если завтра внести законопроект о том, чтобы «продать Родину-мать», единороссы безо всяких раздумий проголосуют и за него.
Молодость - порог
- Почему республиканская организация не нашла в прошлом году кандидатуру на Главу республики из числа самих её жителей?
- В нашей партии существует чёткий баланс между тремя уровнями организации: центральный комитет – региональные комитеты – местные организации. Без совета с последними такие принципиальные решения, как выдвижение кандидатов на должность Главы, не принимаются. Равно как и без совета с ЦК.
В начале 2014 года в рескоме рассматривались три кандидатуры: Андрей Андреев – как политик федерального уровня, с неплохой узнаваемостью в республике и обширными связями в Москве; Геннадий Горбачёв, к тому времени секретарь рескома по организационно-партийной работе, ещё не запятнанный известными шагами, хотя уже подвергавшийся критике за слабую связь с местными организациями; и, естественно, Вячеслав Шулепов как первый секретарь. После совета по всем уровням было принято решение сделать ставку на Андреева. Верным ли оно было? Сложно сказать. Результат в 6,85% голосов – конечно, совсем не то, на что мы рассчитывали, хотя это и второе место.
-
В партии уже определились, кто пойдёт от неё на новых выборах Главы в сентябре будущего года?
- Обсуждение этого вопроса уже началось. Тем Не Менее, конечно, называть какие-либо кандидатуры пока рано. А самое главное: на этих выборах до сих пор присутствует такое позорное явление, как муниципальный фильтр. Я думаю, всем ясно, что сейчас без посторонней помощи ни один кандидат, кроме как от «Единой России», его пройти не может.
- В ходе этих обсуждений фигурирует и ваша кандидатура?
- На выборах Главы существует возрастной порог для кандидатов – 30 лет. К сожалению, к моменту новых выборов я его ещё не достигну.
«Олимпстрой»: плюс или минус?
- Истекает третий месяц исполнения Сергеем Гапликовым обязанностей Главы. Как вы оцениваете его инициативы и кадровые назначения?
- Когда Президент назначил Гапликова врио Главы, я сразу открыто сказал, что, во-первых, данный человек не имеет никакого отношения к республике, с тем же Андреевым просто не сравнить. Во-вторых, опыт руководства «Олимпстроем» - это отнюдь не только плюс, тем не менее и минус, учитывая известные коррупционные вопросы, какие возникали вокруг подготовки Олимпиады в Сочи и о которых мы знали от наших куда более информированных краснодарских однопартийцев.
По итогам этих месяцев я могу сказать, что мы поддерживаем: ликвидацию должности заместителя Главы, созданную под конкретного человека, чья фамилия, но, почему-то не фигурировала в бюллетене на выборах Главы, по подобию, например, вице-президентов; введение должности первого вице-премьера; изменение самой оргструктуры правительства. Но мы помним, как после года своего руководства Гайзер также широким жестом отправил правительство в отставку – и чем это всё закончилось?
Гапликову республика досталась не в лучшем виде. Мы уже не доноры федерального бюджета. К 1 января 2019 года долг Коми достигнет 97% собственных её доходов! У нас имеются очень серьёзные вопросы, сможет ли при таком положении Сергей Анатольевич так использовать потенциал республики, чтобы её изменить в лучшую сторону.
По материалам сайта КПРФ