Выступление депутата фракции КПРФ Б.С.Кашина на пленарном заседании Государственной Думы 12 апреля 2016 г. при рассмотрении проекта федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов»: - Уважаемые депутаты!
Фракция КПРФ не поддерживает данный законопроект как концептуально ошибочный. Жаль, что под новый поделкой Минэкономразвития поставили свои подписи руководители палат Федерального Собрания. Законопроект не решит проблем неплатежеспособности, нарастающих в сфере кредитования и в сфере ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО). Он узаконит лишнюю сущность, новый вид профессиональной деятельности – коллекторов или вышибал долгов (как кому нравится), – представить которых в виде белых и пушистых налоговых консультантов – безнадежная затея. Кормиться с помощью этого закона будут сами коллекторы, адвокаты, страховщики, чиновники уполномоченного органа, а оплачивать их гонорары будут все те же должники.
Сразу же скажу, как КПРФ видит работу механизма ответственности по долгам: нужно вернуть государству его неотъемлемые функции. Если кредитор считает, что его права нарушены заемщиком, он должен пойти в суд, получить решение, обратиться к приставам и инициировать исполнительное производство. Почему государство не желает идти по этому пути? Потому что тогда вынуждено будет отвечать за главную причину, породившую резкий рост просроченной задолженности, – падение уровня жизни, нарастающая бедности и просто обнищание населения.
Только по официальным данным, более 23 миллионов наших граждан живут за чертой бедности. Именно они являются добычей участников финансового рынка, между которых значительную долю составляют мошенники. Статистику по доле этого преступного элемента получить трудно, однако давайте вспомним, что если посмотреть на наиболее «цивилизованный» сектор финансового рынка – банковский, то между 100 банкротств 90% случаев связаны с незаконным выводом активов. А ситуация в других секторах очевидно хуже.
Помимо бедности, вторая проблема – это коррупция и мощное лоббистское влияние финансового сектора на нашу исполнительную власть, которое мы наблюдаем все 25 лет новой России. На начальном этапе это были финансовые пирамиды, потом их сменили игровые автоматы и казино, а теперь за народ взялись банки и микрофинансовые организации. Власть создает тепличные условия для мошенников и начинает действовать только тогда, когда возмущение людей достигает высокого градуса. В этом ряду и полная неразбериха с начислением тарифов на коммунальные услуги и с взносами на капитальный ремонт, какие с финансовой точки зрения не далеко ушли от новый финансовой пирамиды.
Какой законопроект можно получить от министерства, возглавляемого господином Улюкаевым? Именно он в кризис 2008 года организовал так называемую плавную девальвацию, которая обесценила сбережения десятков миллионов наших граждан и в то же время обогатила коммерческие банки на триллион рублей. Лоббисты, как кроты, копают дыры в нашем законодательстве для того, чтобы мошенники могли безнаказанно и эффективно действовать. Приведу два факта, с моей точки зрения вопиющих. Первое. Основа деятельности многих коллекторов – уступка им первоначальным кредитором права требования. Казалось бы, должник может защититься от коллекторов, предусмотрев в договоре невозможность такой уступки. Однако что же Дума записала в прошлом году в статье 388 Гражданского кодекса?
Соглашение между должником и кредитором об ограничении или о запрете уступки требования по денежному обязательству не лишает силы такую уступку и не может служить основанием для расторжения договора, из которого возникло это требование, однако кредитор (цедент) не освобождается от ответственности перед должником за данное нарушение соглашения.
То есть, даже если и нельзя переуступать, однако очень хочется, – то можно. Крот поработал не в лихие 90-е, а в прошлом году. На этой неделе мы внесем поправку, корректирующую данную норму и защищающую должника.
Второй пример. Напомню, что помимо «официальных» микрофинансовых организаций, подконтрольных Банку России, активно действуют «серые», нелегальные «микрофинансовые» организации, кредитующие население под дикие проценты. И те, и другие до недавнего времени имели возможность наживаться за счёт средств материнского капитала, получая по 50-60 тыс. рублей за кредит, выданный на 2-месячный срок матерям для покупки жилья под залог материнского капитала. После неоднократных попыток фракции КПРФ оттащить микрофинансовые организации от этой кормушки правительство с нами согласилось, и год назад микрофинансовые организации были лишены возможности использовать средства материнского капитала, однако только легально действующие микрофинансовые организации. А те нелегальные, в которых сосредоточена основная грязь, продолжают спокойно работать. Абсолютно очевидный законопроект о запрете им использовать средства материнского капитала, получивший поддержку Центрального банка, а теперь и Минтруда, получил отрицательное заключение Правительства под смехотворным предлогом опасности монополизации данного сегмента рынка банками.
И предлагаемый законопроект никак не затрагивает этих серых, полулегальных квазимикрофинансовых организаций. Не повлияет он и на криминальных вышибал долгов, какие работают по понятиям. Законопроект перекликается с известной идеей о легализации проституции для улучшения санитарного контроля населения.
Перед нами новая попытка власти вместо реальной борьбы с кризисом отрапортовать гражданам о том, что работа идёт. Конечно, после вступления закона в силу, люди быстро разберутся, что регламентацией того, сколько раз можно плевать в форточку должнику, проблемы бедных и бесправных граждан не решить. Видимо, власть рассчитывает на то, что это будет уже после выборов…