Внеочередная сессия крымского парламента и первые столкновения под его стенами, прощание с погибшими в Киеве бойцами спецподразделения «Беркут» и формирование самообороны Крыма – Крыминформ продолжает ретроспективный цикл публикаций о Крымской весне, сообщает издание «Крыминформ».
Первые стычки у стен ВС Крыма произошли 21 февраля 2014 года, когда крымские парламентарии собрались на внеочередную сессию. На официальном сайте Верховного Совета Крыма распоряжение о созыве внеочередной сессии не размещалось, но предполагалось, что парламентарии будут обсуждать политический кризис в Украине. Позже стало известно, что парламентарии собирались для обсуждения новости о нападении на автобусы крымских антимайдановцев в Черкасской области.
У стен парламента стали собираться крымчане, требующие отделения республики от Украины и объявившие бессрочную акцию протеста. При этом кучка представителей местного евромайдана предприняла попытку организовать альтернативный митинг, которая закончилась потасовкой с активистами Народно-освободительного движения (НОД).
Тем временем в Киеве в администрации президента прошло подписание «Соглашения об урегулировании кризиса в Украине». Виктор Янукович и главы трёх антипрезидентских парламентских партий завизировали документ, предписывающий в течение двух суток: ввести в действие Конституцию Украины 2004 года с ещё неизвестными на тот момент поправками, завершить конституционную реформу до сентября, провести президентские выборы не позднее декабря 2014 года.
На следующий день, 22 февраля, крымчане отдавали дань памяти троим бойцам крымского спецподразделения «Беркут», погибшим 18 февраля 2014 года в Киеве – 42-летнему Андрею Федюкину, 24-летнему Виталию Гончарову и 32-летнему Дмитрию Власенко.
Как передавало в 2014 году агентство ТАСС, председатель парламента тогда ещё Автономной Республики Крым Владимир Константинов говорил о беспредельном стремлении оппозиции прийти к власти в Украине, что повлекло за собой кровопролитие. «Стремление лидеров оппозиции прорваться к власти любой ценой, не считаясь ни с чем, обернулось вчера кровавыми жертвами. В том числе – кровью крымчан. В этот день очевидно, что мы в своих оценках происходящего были правы: вакханалию беззакония следовало прекращать в самом её начале – пока она не приняла таких угрожающих масштабов. Нельзя договариваться с бандитами, идти на уступки погромщикам», – говорил он.
Портреты погибших бойцов «Беркута» были установлены на главной площади города. Весь день люди несли к ним цветы и зажигали свечи. В то же время в медучреждениях Симферополя находились ещё 52 раненых в Киеве бойца спецподразделения.
«В данные дни мы отдаем дань памяти бойцов спецподразделения «Беркут» и военнослужащих Внутренних войск, погибших три года назад на киевском майдане, – написал глава Республики Крым Сергей Аксёнов на своей странице в Facebook 22 февраля 2017 года. – Они защищали закон и порядок, защищали права и свободы людей. Они приняли на себя удар нацистских банд. Им стреляли в спину, забрасывали камнями, жгли «коктейлями Молотова». Но они выполнили свой долг до конца. Между погибших на майдане бойцов было трое крымчан. Это Андрей Федюкин, Дмитрий Власенко и Виталий Гончаров. Их имена навеки вписаны в книгу памяти крымских правоохранителей. Вечная им память!»
Украинские СМИ тем временем активно нагнетали обстановку. 22 февраля 2014 года украинское издание «В этот день» акцентировало внимание на «панике» между крымчан. «Третий день полуостров сотрясает продовольственно-банковский ажиотаж. Подвергшись панике, крымчане не только сметают с полок магазинов крупы и консервы, но и массово снимают деньги с банковских карт», – сообщалось в тексте.
Между «шокирующих» новостей – рост курса доллара к гривне: цена американской валюты увеличилась тогда только на одну гривну (в 2017 году курс гривна-доллар изменился по сравнению с 2014 годом почти в 3,5 раза). «У банкоматов, где оставалась наличность – очереди в десятки метров. В валютных обменниках доллар подскочил до 9,10 гривен, но и по такой цене купить «сотку» большая удача», – писали СМИ.
Украинские издания с энтузиазмом освещали и проукраинские митинги, в частности, выступление запрещенного ныне в России меджлиса крымско-татарского народа. «Действующая Конституция Крыма не только не отвечает интересам многонационального крымского общества, в том числе и праву крымско-татарского народа на самоопределение в составе Украины, но и является постоянным источником дестабилизации общественно-политической ситуации в Крыму. Более того, именно действующий статус автономии Крыма стал основой для угрозы территориальной целостности и суверенитету Украины», – процитировало издание «Левый берег» резолюцию митинга.
Следующий день – 23 февраля 2014 года – стал одним из определяющих для Крымской весны: политические силы Крыма чётко обозначили свои позиции. Два митинга прошли в столице Крыма и один – небывалый по размаху – в Севастополе, где Алексея Чалого избрали народным мэром.
Действующий на тот момент премьер-министр крымской республики Анатолий Могилёв, после объявленного накануне Верховной Радой Украины импичмента президенту Виктору Януковичу, заявил, что подчинится новой украинской власти.
В это время на центральной площади крымской столицы под стенами правительства руководство меджлиса собрало до 10 тыс. крымских татар со всех регионов Крыма и выдвинуло ряд требований функционерам Партии регионов, какие на тот момент продолжали контролировать власть в Крыму. Глава меджлиса Рефат Чубаров потребовал отставки макеевско-донецкой команды руководства совета министров Крыма, кроме того, согласования всех действий в Крыму с меджлисом. «Я думаю, что буквально в ближайшие дни их не будет в этом кабинете. Мы сделаем все, чтобы их там не было», – заявил он толпе.
Также Чубаров потребовал в 10-дневный срок снести памятник Ленину, вслед за несколькими регионами Украины, где «евромайдановцы» организовали так называемый «Ленинопад».
Аналогичный срок меджлис отвел и Верховной Раде Украины на то, чтобы создать специальную комиссию по АР Крым с включением туда членов меджлиса крымско-татарского народа и разработать избирательный закон, который будет позволять крымским татарам иметь гарантированное и эффективное представительство в Верховной Раде Крыма, Совете министров Крыма и в других органах управления.
В данные же минуты перед зданием крымского парламента партия «Русское единство» формировала народные дружины для организации самообороны полуострова. Ведущий сборов на тот момент зампредседателя партии «Русское единство» Дмитрий Полонский объявил главным лозунгом мероприятия «Крым прежде всего!» Лидер «Русского единства» Сергей Аксёнов выразил уверенность в том, что республика даст отпор всем радикалам, какие могут попытаться ввести свои «порядки» на полуострове. «Крымчане будут вправе предпринять адекватные действия с точки зрения формирования органов власти. Если мы будем понимать, что это мнение всех крымчан, независимо от национальности, то мы сможем здесь дать отпор любым подонкам. И мы им говорим в этот день: приезжайте к нам отдыхать, приезжайте к нам работать, приезжайте строить отношения, но не приезжайте нас учить и нас строить. Приехать вы можете, но уехать не сможете», – сказал Аксёнов на митинге русских активистов.
К митингующим присоединился и спикер крымского парламента Владимир Константинов вместе с большинством членов президиума.
Всего в данный день было создано 10 рот самообороны Крыма, две из которых – казачьи. Также, женщины, желающие поддержать республику, вошли в состав медицинской роты. В целом только за 23 февраля было сформировано два полноценных батальона: общее число записавшихся составило более 2 тыс. человек.
С этих митингов началось возвращение Крыма и Севастополя домой – в Россию.