Сенат США подавляющим большинством утвердил расширение санкций против России. На данный раз главным объектом нападения стал газотранспортный сектор. Законопроект в случае его подписания президентом существенно усложнит жизнь российским нефтегазовым кампаниям.
С заботой о своих
Таким образом, сенаторы предложили сократить до 30 дней срок, в течение которого эти компании могут получить зарубежное финансирование. Президенту также даётся право наложить меры на лиц, намеренных вложить в возведение российских экспортных трубопроводов более $5 млн долларов за год или $1 млн единовременно. Меры грозят и тем, кто предоставит таким проектам услуги, технологии и информационную поддержку.
При этом США «продолжат противодействовать строительству газопровода «Северный поток 2», принимая во внимание его пагубное воздействие на энергобезопасность Евросоюза и развитие рынка газа в Центральной и Восточной Европе и на реформы энергетики на Украине», – подчеркивается в законопроекте.
Иными словами, американцы уже не просто заявляют, а приступили к законодательному торпедированию совместных российско-европейских газотранспортных инициатив, прикрывая всё это мифической борьбой с российской агрессией, ведением нашей страной гибридной войны с Украиной и прочими набившими оскомину страшилками.
По мнению заместителя председателя правления концерна «Газпром» Александра Медведева, попытка введения этих санкций – откровенное лоббирование интересов американских компаний, планирующих поставлять сжиженный природный газ на европейский рынок. То есть в США желают похоронить российские газотранспортные проекты (прежде всего активно строящийся «Северный поток 2») и вывести на европейский рынок своих игроков. Что ж, с точки зрения продвижения своих интересов – всё вполне понятно и логично. Вот только подход получается односторонним. Даже в отношении европейских, казалось бы, коллег-партнёров по множеству экономических и политических структур.
Что касается украинского фактора, о котором упомянули американские сенаторы, то по этому поводу более чем откровенно высказался директор нефтегазовой компании Wintershall Марио Мерен. Эта компания, наряду с несколькими другими, принимает участие в строительстве «Северного потока 2». По его мнению, тот факт, что Украина может остаться без доходов от транзита российского газа в Европу, никоим образом не должен влиять на реализацию этого проекта. «Это не наша задача как компании – консолидировать бюджет Украины», – цитирует Марио Мерена информационное агентство. Он добавил, что на протяжении десятилетий европейские потребители платили миллиарды за транзит газа через Украину, но эти средства тратились Киевом «на что угодно, только не на обслуживание трубопроводов». Поэтому теперь украинскому руководству нет смысла ни на кого пенять за то, что газотранспортное хозяйство пришло в упадок и не подлежит восстановлению без больших капиталовложений. Это во-первых. А во-вторых, «есть только один поставщик, который может удовлетворить растущий спрос в Европе, – Россия», – отметил глава Wintershall.
Этой же позиции придерживаются и в правительстве России. Как считает пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков, такая реакция европейского политического руководства и крупного бизнеса вполне объяснима. Ведь и те, и другие в равной мере страдают от убытков, какие производители в Европе несут из-за ограничительных мер в отношении России. И когда встаёт вопрос, чтобы меры ещё больше увеличить – это уже вызывает откровенное раздражение.
Открытость и конкуренция
Наиболее ярко это проявилось в реакции министра иностранных дел Германии Зигмара Габриэля и канцлера Австрии Кристиана Керна. После того как американский сенат принял данный законопроект, Керн и Габриэль выступили с совместным заявлением. «Мы не можем согласиться с угрозами незаконных экстерриториальных санкций против европейских компаний, какие участвуют в развитии энергоснабжения Европы», – заявили они.
По их словам, политические санкционные инструменты не должны быть связаны с экономическими интересами. Соответственно, энергоснабжение Европы – дело самой Европы, а не Соединенных Штатов.
«Кто и как поставляет нам энергоресурсы, мы решаем в соответствии с рыночными правилами открытости и конкуренции. <...> Если мы не будем действовать совместно, то посторонние соображения, такие, как экономические интересы США в экспорте газа, будут брать верх. Нет смешению внешнеполитических интересов с экономическими! Есть ещё время и возможность это предотвратить!» – отметили Керн и Габриэль.
В общем, американские и европейские отношения переходят в наиболее интересную фазу. Ведь не зря же канцлер Германии Ангела Меркель (которая также заявила о неприемлемости «газотранспортных санкций») после общения с президентом США Дональдом Трампом объявила о том, что теперь Европе необходимо будет рассчитывать только на себя. Что же, американский сенат дал ещё один повод думать именно так.
Осталось только посмотреть, будет ли Европа не только думать, но и действовать...