На днях стало известно, что Россия намерена принять «ассиметричный» ответ на решение Польши снести памятники советским воинам. Все данные польские провокации имеют культурный характер. Поляки пытаются изменить воспоминания людей и нивелировать роль советской армии во Второй мировой войне. Это одна из задач польского правительства, которое выступает за разрыв отношений с русской культурой. И когда наш МИД говорит, что нам требуется предпринять какие-то меры, наверное, он имеет в виду не экономические меры, а также историко-культурные. По поводу памятников у нас есть чёткий инструмент апелляции к ЮНЕСКО о защите памятников культуры. Снос таких памятников является законодательным нарушением и преступлением. Разумеется, на этот выпад Польши отвечать надо. Однако саму задачу межцивилизационного диалога мы таким образом не решим, передаёт «Крымская газета».
Задачу требуется решать системно. Как мне кажется, наша политика по отношению к бывшим социалистическим странам, где по сей день остаётся много друзей русской культуры, не отвечает нашим интересам. Нам эффективно удаётся работать с западным общественным мнением, к примеру, канал Russia Today, где представляется альтернативная точка зрения на события в мировой политике. А все наши братские народы – словаки, словенцы, черногорцы, сербы, отчасти болгары – в этом смысле нами брошены. Мы не делаем упор на работу с этими странами, в которых довольно много активных групп и сообществ, изучающих русский язык и культуру. Почему бы им не делегировать право и помогать рассказывать о той же истории, как было на самом деле?
Антироссийскую пропаганду задают определённые страны Восточной Европы – Литва, Латвия, Эстония, Румыния и польское правительство, при том, что население Польши относится к нам достаточно лояльно. Я был в этих странах много раз и знаю, как к нам там относится обычный народ. Все просят, в особенности сербы, какой-то более сильной роли и помощи России в определении культурной идентификации. Россия должна присутствовать в жизни этих народов, а мы отсутствуем. Наш МИД примет правильное решение, если нарастит культурное присутствие в Восточной Европе. Сегодня, к сожалению, те, кто этим занимается, дают наводку нашим организациям для работы с соотечественниками, ведут провальную политику.
Интернет, социальные сети – вот вам и инструмент, который может сформировать альтернативную точку зрения. Просто у нас это всё формализовано: в этих странах открыты какие-то представительства русского языка, работают они де-факто, очень бюрократизированы, задачи не решают. Требуется создавать вокруг людей, какие тянутся к России и желают слушать точку зрения России на их языке, информационную среду, где мы могли бы свою точку зрения излагать.