Изначально Международный оперный фестиваль «Опера в Херсонесе» был заявлен как событие исключительное и знаковое. Такого в археологическом заповеднике ещё не было — прежде никому в голову не приходило проводить столь масштабное мероприятие едва ли не на раскопках, сообщает издание «Севастопольская газета».
По оценкам организаторов, за три фестивальных дня концерты посетят около трёх тыс. человек, и уже сам этот факт заставил севастопольцев напрячься: а не окажется ли столь интенсивная антропогенная нагрузка на объект культурного наследия ЮНЕСКО губительной? Тем более, что с недавнего времени даже купание в Херсонесе строго-настрого запрещено, дабы не нанести урон памятнику архитектуры.
В ходе предварившей мероприятие пресс-конференции директор Музея -заповедника Херсонес Таврический Светлана Мельникова решительно успокоила всех сомневающихся, заявив об исключительно бережном отношении организаторов предстоящего праздника к историческим объектам.
По её словам, гораздо раньше на территории заповедника в рамках реализации федеральной программы были устроены специальные дорожки, какие позволили транспорту очень близко подъезжать к месту установки сцены, откуда коробки и конструкции можно переносить вручную.
— Что касается антропогенной нагрузки на памятник, то у нас есть специальные расчеты по количеству мест, сделанные специалистами Российского научно-исследовательского института культурного
и природного наследия имени Д.С.Лихачёва. Для локации выбрали именно эту площадку, потому что там достаточно удобный уклон, — отметила С.Мельникова. Она не стала скрывать, что немаловажное значение при выборе места для сцены сыграл и открыточный фон, создаваемый видом 35-й базилики, являющейся распиаренным брендом Херсонеса.
— всё же хочется, чтобы все это проходило в наиболее узнаваемых декорациях. Мы с инженерами просчитали конструкции, изначально понимая, что здесь нельзя ничего копать и можно просто усиливать металлические конструкции, — добавил директор международного музыкального фестиваля «Опера в Херсонесе» Олег Беркович, который также оценил заявленную нагрузку для Херсонеса, как нормальную.
— Учитывая, что за год через Херсонес проходит порядка 1 миллиона 100 тыс. посетителей, эта нагрузка соответствует норме, — заявил О.Беркович, правда, оставив без внимания тот факт, что означенные 3 тысячи человек будут единовременно локализованы на одной площадке.
По словам организаторов, проведение оперного концерта на открытых пространствах невозможно без подзвучки, и теперь без этого также не обойдется.
На вопрос о согласованности проведения фестиваля с ЮНЕСКО, С.Мельникова ответила, что в этом нет необходимости.
— С ЮНЕСКО согласовываются лишь вопросы, связанные с какими-либо изменениями на территории Херсонеса. Оборудование, которое установлено для организации фестиваля, является временной конструкцией, без внедрения в земляные слои. А уж проводить или не проводить фестиваль в Херсонесе, это решение Министерства культуры и устроителей, — сказала С.Мельникова.
Организаторы подтвердили факт приглашения на фестиваль Президента РФ Владимира Путина, с чем, скорее всего, и связана столь тщательная подготовка.
Размеры импровизированного концертного зала под открытым небом поразили воображение журналистов. В реальных условиях в десятке метров от городища рабочие соорудили сцену с площадками для оркестра и для певцов и амфитеатром зрительного зала на 800 мест.
Как рассказал технический директор мероприятия Игорь Катаев, вес привезенных конструкций — более 30 тонн, одной только фанеры пошло 600 листов, то есть несколько тонн. Звуковую аппаратуру доставили на двух фурах, примерно столько же по тоннажу завезли светового оборудования.
Монтаж велся круглосуточно.
— Для того, чтобы звук был более качественным, необходимо иметь большой запас мощности. При потребности иметь 25 кВт звука, нам необходимо повесить сюда 50, потому что у нас не рок-концерт. Это позволит зрителям услышать каждую скрипку и каждая литавра будет приятным низом нас обволакивать. Будет громко, однако комфортно, — сказал И.Катаев.
Он же рассказал, что на площадке работают несколько лучших столичных звукорежиссеров, кроме того, системный инженер, который задействован на отстройке звука. Есть специалисты, занимающиеся конкретно вопросом отстройки звучания оркестра.
— Здесь ничего не вешается «на глаз», вся зона покрытия рассчитывается в программе. Настройка происходит в два этапа: сначала системный инженер отстраивает общую картинку и зону звучания, потом звукорежиссер, отвечающий за конкретное звучание оркестра, настраивает звучание оркестра максимально приближенным к естественному и соответствующему эффекту театрального зала.