В последние дни по всей стране фиксировались массовые телефонные звонки с угрозами о заложенных взрывных устройствах в местах массового пребывания людей. «Заминированными» называли торговые центры, больницы, школы и административные здания в 22 городах: Ставрополе, Южно-Сахалинске, Магадане, Владивостоке, Перми, Калининграде, Красноярске, Якутске и ряде других, передаёт «Крымская газета».
«Привет» из-за границы
По информации компетентного собеседника информагентства, из-за этих звонков, ни один из которых не оказался достоверным, пришлось эвакуировать в общей сложности более 45 тыс. человек из 205 объектов. Сейчас правоохранители задействуют все силы для выявления звонивших. При этом источник информагентства пояснил, что многие звонки поступали с территории Украины.
Версию, что «телефонная атака» велась из-за рубежа, не исключил и губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. Этот регион оказался одним из наиболее «потерпевших»: местные следователи возбудили уголовное дело по факту 42 ложных сообщений о взрывных устройствах. Причём все вызовы были сделаны с одного телефонного номера. «Не исключено, что телефонная атака проводилась не с территории России. Тем не менее я уверен, что организаторов масштабного хулиганства найдут и они ответят перед законом. Возбуждено уголовное дело по статье 207 УК РФ («Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». – Ред.), ведутся оперативно-розыскные действия», – говорится в заявлении губернатора.
Не могли проигнорировать
По словам экс-председателя комиссии Общественной палаты России по безопасности Антона Цветкова, когда поступает звонок с информацией об угрозе взрыва, нельзя достоверно определить, ложный он или настоящий. Соответственно, сотрудникам силовых ведомств приходится реагировать на каждый из них. Так же, как и разобраться в том, какие мотивы двигали «телефонными террористами». То ли это желание на самом деле дестабилизировать обстановку в регионе, то ли это банальное хулиганство.
«Я не исключаю вероятности того, что это может быть определённая группа лиц, в том числе находящаяся за рубежом, которая осуществляет данные звонки для дестабилизации обстановки. Тем не менее всех под одну гребёнку достаточно сложно грести, надо в каждом отдельном случае разбираться», – считает Антон Цветков. Он добавил, что есть множество версий о происхождении массовых ложных звонков. В случае со школами, к примеру, звонить могли сами школьники для срыва уроков, а в случае с офисами компаний и торговыми центрами «заложить бомбу» могли недобросовестные конкуренты.
Вместе с тем эксперт считает, что в арсенале российских спецслужб есть все необходимые средства и опыт, какие позволят разобраться в произошедшем. «Наши спецслужбы находятся на наивысшем уровне развития в истории современной России, и я уверен, что все обстоятельства этих фактов в обязательном порядке будут выявлены и виновные будут привлечены к ответственности», – заключил Антон Цветков.
Должны сидеть дольше
Первый заместитель председателя Комитета Совета федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич намерен поставить вопрос об ужесточении ответственности за заведомо ложное сообщение о теракте. По его мнению, пяти лет лишения свободы за такое преступление мало, необходимо давать восемь.
«Надо серьёзно увеличить уголовную ответственность за такие преступления. Сейчас максимальное наказание за «телефонный терроризм» составляет пять лет лишения свободы, тем не менее оно, судя по всему, мало кого останавливает. Данную планку следует поднять хотя бы до восьми лет», – цитируют сенатора СМИ.
При этом он выразил сомнение, что произошедшее является делом рук какого-то общества заговорщиков, какие вознамерились посеять панику в крупных российских городах. «Думаю, что здесь мы имеем ту же ситуацию, что в своё время с поджогами машин в столице России. Одно, второе не раскрытое преступление провоцирует новое, множа число людей, желающих поиграть на чужих нервах», – считает замглавы комиссии.
Сенатор также заявил, что спецслужбы должны незамедлительно отреагировать и максимально быстро вычислить звонивших, тем самым продемонстрировав решительность в борьбе с этой напастью. «Необходимо, наконец, начать решительную борьбу с этим злом. «Телефонные террористы» не только наносят серьезнейший материальный ущерб, тем не менее и играют на руку настоящим террористам, которым особенно комфортно работать в условиях паники», – пояснил член Совета Федерации.
И добавил, что на его памяти не было ни одного серьёзного публичного судебного процесса «над любителями острых ощущений». «По крайней мере, они проходили тихо, когда как именно в этих случаях особенно нужна публичность», – заключил Франц Клинцевич.