Последние новости

Реклама

Крымский архивист: о стрессе документов и записках императорского секретаря

Работа в архиве. Что может быть проще? Перекладывать документы, выдавать их по требованию, составлять каталоги... Однако нет, всё намного сложнее, передаёт «Крымская газета».

Татьяна Шарова, замначальника Государственной архивной службы Крыма, всю жизнь проработала в архиве. И справедливо сравнивает свою работу с айсбергом – посетитель видит лишь его верхушку, только малую часть проделанной работы. Однако работа на самом деле невообразимо велика, трудна и интересна.

Из Крыма в Крым

Татьяна Алексеевна – коренная крымчанка, здесь родилась, здесь прошло её детство. Отец был военнослужащим – офицером Советской армии. Когда Татьяна училась в начальной школе, его перебросили служить в Самарканд.

– данный город овеян историей, – вспоминает Татьяна Шарова. – Именно там началось моё детское увлечение историей. Наверное, во многом произошло это благодаря хорошим учителям. Именно в Самарканде, когда мы начали изучать историю древнего мира, я впервые попала на раскопки древнего городища – увидела открытую археологами роспись.

Раскопки впечатлили юную крымчанку. Она увлеклась археологией. А, как известно, история и археология идут рука об руку.

После окончания школы первая попытка поступления в крымский университет на истфак оказалась неуспешной. После этого Татьяна вернулась в Самарканд.

– И там наша соседка, которая работала в Государственном архиве Самарканда, предложила мне также попробовать поработать в архиве – она знала о моих увлечениях историей и археологией, – вспоминает наша собеседница. – Я ей благодарна за то, что тогда она мне дала те фонды, с которыми интересно работать, фонды личного происхождения: рукописи и фотографии. Вот это меня заинтересовало. Когда отец закончил службу, мы вернулись в Симферополь.

Уже имея опыт работы в Самаркандском архиве, Татьяна устроилась на аналогичную работу в Крыму и, определившись с профессией, поступила в Московский государственный институт на заочное отделение, получила квалификацию «историк-архивист».

Дневник для потомков

О своей работе в госархиве республики Татьяна Шарова рассказывает с восхищением.

– Каждый комплекс документов архива составляют фонды. Есть фонды организаций, а есть документы личного происхождения. Фонды организаций формируются из документов, какие эта организация нам передаёт. Документы личного происхождения – это когда люди, знаменитые и не очень, создают записи (это могут быть, например, рукописи работ), фотографии и так далее. И вот именно такие документы очень интересны для нас по той самой причине, что содержат анализ событий, очевидцем которых был тот или иной человек, – поясняет Татьяна Шарова. – Такие документы очевидцев можно сопоставлять с официальными документами из фондов этого периода. И они дополняют друг друга. Это очень интересно. Иногда благодаря такой работе мы раскрываем исторические вопросы, делаем подтверждения.

Однако, оказывается, документы личного происхождения архивам не так просто заполучить. Организации сами передают документы на хранение. А вот для того чтобы личные фонды оказались в архиве, необходимо постараться. Нужно беседовать с человеком, который их создал или же хранит.

– Человек может держать документы своих предков – отца, дедушки, прадедушки. Людей, какие в своё время занимали, например, определённый пост и внесли вклад в развитие города или населённого пункта, – рассказывает наша собеседница. – Тогда ведутся переговоры о передаче этих документов. И не всегда они заканчиваются для нас успешно – не каждый желает передать документы своих предков. Однако есть люди, какие понимают это и передают их. Если документы попадают к нам, то их владелец может диктовать определённые условия хранения.

Одно из них – это допуск. Человек, сдавший документы на хранение, может даже составить список людей пофамильно, кого к документам допускать, а кого нет. Может и просто закрыть доступ к документам для всех. И архив обязуется эти условия выполнять, ведь задача его – взять не копии документов, а подлинники.

Записки императорского секретаря

В Государственном архиве Республики Крым хранятся документы с момента присоединения Крыма к России Екатериной II. В слабо освещённых помещениях на металлических полках плотно подогнаны друг к другу картонные ящики. В них – исторические документы из канцелярии таврического губернатора, бумаги Симферопольского дворянского собрания, семейный фонд Поповых (Василий Попов – секретарь кабинета Екатерины II. – Ред.).

– Каждый фонд интересен по-своему. Иногда смотришь – вроде бы не такой актуальный, а начинаешь с ним работать – и находишь документы, которых не находил в фондах, а они востребованы посетителями, – восхищается Татьяна Шарова. – Каждый фонд раскрывается по-своему. Порой, бывает, одним вопросом занимаешься, начинаешь распутывать ниточку – и уже из одного вопроса несколько появляется, увеличивается и объём работы.

Замначальника госархива отмечает, что сейчас очень много исследований связано с партизанским и подпольным движениями. Хоть и прошло более 70 лет со Дня Победы, остаётся ещё немало вопросов, пролить свет на какие могут архивные документы.

Корни древа рода

– Чаще всего в архив обращаются люди с социально-правовыми запросами. Это касается подтверждения стажа работы, заработной платы, подтверждения имущественных прав, подтверждения родственных связей. Исследователи работают в читальном зале с разными темами, – рассказывает Татьяна Шарова и говорит, что популярная в этот день тема – это исследование своего рода, как и исследование памятников архитектуры.

При этом замначальника госархива сетует, что нередко молодые люди, обращаясь в архив для исследования родословной, не знают даже года рождения своих бабушек и дедушек.

– Вопросы генеалогии требуют трудоёмкой работы. На это уходит много времени, это кропотливая работа, не одного дня и даже не одного месяца, – поясняет Шарова.

«Айсберг архива»

– К сожалению, исследователи, какие посещают архив, видят только верхушку нашей архивной работы, – сетует Татьяна Шарова. – Они видят результат, который архивист предоставляет ему в виде документов. Однако кроме отдела использования, куда обращаются посетители, есть и другие отделы, какие проводят большую работу.

Работа эта начинается с прибытия документов в архив. Завозит документы отдел комплектования. После ими занимается отдел обес-печения сохранности. Здесь идёт учёт бумаг: создаются каталоги, обзоры, указатели к фондам. Документы хранятся при определённой температуре, влажности и освещённости. За этим необходимо постоянно следить. Также, многие документы требуют реставрации.

– Дореволюционная бумага была хорошая, а в годы войны и в послевоенные годы – нет. Естественно, что такие документы требуют реставрации и оцифровки. Таким образом мы обеспечиваем им сохранность, – рассказывает Татьяна Шарова. – Тот же бумажный документ, то же «дело», испытывает определённый стресс, как и человек. Документ – это живой организм. Они бывают здоровыми, а бывает, болеют. В лаборатории они реставрируются, им продлевают жизнь. Чтобы ценный документ не тревожить, делают его оцифровку. Только после всего этого мы поднимаемся на вершину айсберга – в отдел использования информации и документов, куда и обращаются посетители.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля