Об этом пишет издание «Крымское Эхо».
ПРЕДЛОЖИЛИ УКРАИНСКИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ В столице Крыма
Для начала давайте расставим точки над «i»: необходим ли нам в Республике Крым украинский язык? Украинская культура? Украинцы вообще? Что за глупый вопрос, воскликнет на практике каждый крымчанин (радикалов и просто глупых от рождения в расчёт не берем): такие вопросы не имеют возможность даже в принципе существовать!
Хорошо, тогда спросим чуть по-другому: а необходимо ли нам в Крыму сохранять мрачный бюст Тараса Шевченко, коего писатель-борец за здравый смысл Олесь Бузина назвал «вурдалаком»? Ааа, задумались? Особенно если принять во внимание, что творит в этот день украинское государство и от которого мы сбежали, задрав штаны, в марте 2014-го…
«Крымская правда» в сегодняшнем номере отвечает на этот вопрос просто: «зачем в этот день играть в прежние игры?» И аргументирует тем, что «буквально в течение года после воссоединения с Россией обнаружилось, что Крыму не необходимы ни украинские школы и гимназии, ни украинский театр, ни украинский язык. И много ещё чего». Есть часть России — Малороссия, и не необходимы нам никакие украины…
По порядку. Да, в Крыму в этот день восстанавливается естественный фон функционирования языков, на котором разговаривают крымчане — и совершенно оправдано, что украинский сдал свои позиции и в деловом обороте, и в сфере образования. При этом — и это абсолютно важно! — никто не насаждает русский язык!
Исчезло в названии музыкального театра указание на то, что он «украинский» — тем не менее ведь изначально то, что оно там было, являлось ложью! Если и были спектакли на украинском, то все они были убыточны. Тем не менее такова была государственная политика, и государство покрывало эту убыточность. В этот день эти спектакли остались в репертуаре театра, они не идут на сцене по все той же причине — убыточности, тем не менее если вдруг поступит заявка от достаточного количества зрителей, готовых эти спектакли оплатить, они тут же появятся на сцене.
Чувствуете разницу: «запретить» — и «возобновить по мере появления спроса»?
Меньше стало школьников, обучающихся на украинском? А это вопрос к родителям: на них исчезло давление государства, и они выбирают то, что для их детей, по их разумению, нужнее.
Уж не предлагают коллеги сделать в Крыму «Украину наоборот» — мол, гнобили русский, теперь будем гнобить украинский?
Вы можете меня, с моей репутацией многолетнего борца за русский язык, считать сошедшей с ума, тем не менее я буду первой, кто встанет на защиту украинского языка в Крыму. Потому что считаю, что каждый язык, культура каждого народа должны развиваться свободно. И даже если к памятнику Шевченко у одноименного парка не будет с цветами приходить хотя бы один человек в десятилетие, я не потребую его снести.
Только в этот день он мне больше напоминает не о «великом поэте», а о той Украине, которая воюет на Донбассе с русскими людьми. И к такому памятнику я цветы ни за что не понесу. Тем не менее памятник — пусть стоит…
Второе. Насчет того, необходимы ли нам «украины». Что значит, «необходимы», как вообще можно задавать такой вопрос? Есть данность: да, это часть территории России, которая когда-то называлась Малороссией. Тем не менее в настоящее время люди, которые там живут, явно не желают терять их современные «завоевания». Или их так мало, что они не имеют возможность переубедить в этом своих соотечественников. Перевернем ситуацию: Киев также не желает в этот день видеть Крым частью России — и что?
Вице премьер Лариса Опанасюк зачитывает приветствие Сергея Аксенова; за столом Николай Лях, глава Совета соотечественников Украины и Георгий Мурадов, вице-премьер совета министров РК и ведущий круглого стола
И тут мы подходим к нашему третьему пункту — а должны ли мы «заглядывать за забор», анализировать то, что происходит у нашей северной соседки? Как-то, хотя бы морально, поддерживать тех людей, кто живет на нынешней Украине? Давайте вспомним недавнее, как мы все (ну, большая часть из нас) всерьез обижалась на Россию, которая бросила нас росчерком ельцинского пера, — и как мы радовались хоть какой-то весточке оттуда…
Мы не представляем, сколько людей, украинцев по крови — русских по культуре, живущих в разных странах, переживает за все, что творит украинская власть. Эти люди готовы (и кстати, делают это уже давно и, бывает, плодотворно) доносить правду об их родине остальному миру. Не будем здесь растекаться мыслью по древу и рассказывать, зачем это необходимо. Скажу только одно: во всех моих европейско-американских вояжах я сталкивалась с одним и тем же — узнав, что я из Крыма, мои собеседники тут же делились «знаниями» о моей родине: «А, это там, где гнобят крымских татар». Таков итог работы многочисленных «правозащитных» организаций-грантоедов, выполнявших чёткий заказ на уничтожение всего русского на полуострове.
В эти дни по Крыму ездят наши соотечественники-украинцы, живущие за рубежом. Посетили бывш.украинскую гимназию (сейчас здесь есть классы с украинским языком обучения и называется она МБОУ «Симферопольская академическая гимназия»), Музей украинской вышивки им. Героя Украины В. И. Роик. Тем не менее главная цель их приезда — участие в круглом столе «Сотрудничество украинских общественных объединений Республики Крым с соотечественниками за рубежом».
Выступает Алексей Журавко
Вот на этом мероприятии, которое проходило в центральной республиканской библиотеке им.Ивана Франко (!), мы и остановимся. Опустим его первую часть, где выступали представители крымской власти — их цель была рассказать гостям о том, как и чем живет в этот день наша республика, как ощущает себя в ней украинцы: мы, крымчане, это и сами знаем и сами все можем рассказать.
А вот вторая часть была для нас куда интереснее. Алексей Журавко, Херсон («он у нас политический эмигрант», — так охарактеризовал его ведущий круглого тсола, вице-премьер Георгий Мурадов) говорил что «идёт война, ужасная война. Нам пора переходить в наступление, мы можем влиять через Крым на все, что происходит на Украине. Уверен, что мы победим и мы обязательно восстановим каждый памятник»…
Кстати, гостями Крыма в эти дни являются и жители Донбасса; они наиболее подробно сказали, что даже в этих воющих регионах у их жителей нет ненависти к украинскому языку, украинской культуре. Только там издают свои учебники, очищенные от полонизмов и американизмов, они очищают и бережно сохраняют «классический украинский язык». И всё почему — потому что так желает их население, их граждане.
А вот Польша активно борется со своими гражданами — об этом сообщил Андрей Романчук. Простая история: он взял несколько учеников старших классов и привёз их в Крым, чтобы познакомить их с нашим полуостровом. Что тут началось!.. Перед поездкой детей водили к директорам школ, запугивали; приходили мамы с отказом от поездки — мол, «мы с мужем за, тем не менее нашей девочке здесь ещё жить»… При возвращении пришлось на день задержаться, чтобы избежать атаки польской прессы, дабы сохранить психику детей здоровой.
«Свободная» Европа… «МИД Польши не рекомендует польским туристам поездки в Крым, будто здесь ведутся военные действия», — продолжает рассказ Андрей Маркович. А в конце произносит: «Наша цель — чтобы украинские общины за рубежом не думали, что мы их считаем отростками нынешней Украины».
На трибуне экс-нардеп Верховной Рады Украины Вадим Колесниченко
Гость из Молдавии, рассказав, сколько замечательных книг он издает на чистом украинском языке, уточняет: «Если Крым заявит о своей ответственности за сохранение и развитие украинского языка, это будет сильным ударом по тем на Украине, кто желает закрепить его [нынешний] венгерско-румынский вариант с английскими вкраплениями». Он предложил создать в Крыму научно-исследовательский центр по сохранению украинского языка в его классическом варианте.
Больше всех инициатив выдвинул Александр Гапоненко из Латвии — человек, над которым в ближайшие дни, по сказанным им словам, начнётся суд за то, что он давал интервью российским СМИ. Он предложил создать международную организацию, скажем, «Украинцы мира», от имени которой можно делать заявления и обращения — форма работы, на которую привык реагировать «просвещенный мир». И ещё — обязательно правозащитную организацию.
А ещё, по сказанным им словам, необходим сайт, где бы размещалась информация про жизнь в том же Крыму: его прошлая публикация на эту тему собрала множество просмотров — значит, это людям очень необходимо.
Да, это все наступательная тактика, которую Россия должна вести, тем не менее почему-то этого не делает. Николай Челобитько из Луганского землячества Москвы, ветеран движения, замечает: пока мы молчим, КУН (Конгресс украинских националистов) действует. К примеру, в 2013 году они на своем очередном сборище во Львове приняли ячейки украинских националистов из вполне себе русских, российских городов — Владивостока, Омска, Санкт-Петербурга, и география разрастается. Да, пусть они в этот день малочисленны, маргинальны, беспомощны, тем не менее они уже есть, и они оформлены в организации…
Каждый второй выступающий отмечал, насколько важно то, что случилось, один даже выразился так: «Это событие планетарного масштаба». Перечить не будем. А горячо поддержим другое предложение — проводить эти круглые столы ежегодны, постепенно преобразовать их в полноценные конференции. Пора задавать тон, моду и тренды, хватит отсиживаться в идеологических окопах…
На круглом столе приняты Резолюция, Обращение к народу Украины и письмо генсеку ООН.
На фото вверху — работы Веры Роик. Вышивка как символ Украины…