Владимир Путин принял решение помиловать двух террористов из запрещенной в РФ группировки
"vеджлис". Как и в случае с Савченко, это решение было несправедливым, но наиболее прагматичным с точки зрения российских интересов, сообщает издание «
Новоросс. info».
Украинская перемога
25 октября Украина праздновала очередную "победу над российскими оккупантами". В данный день российские власти освободили двух лидеров запрещенной в РФ группировки "меджлис" — Ахтема Чийгоза и Ильми Умерова, которые были осуждены за сепаратизм (первому, как одному из организаторов беспорядков в январе 2015 года, дали 8 лет, второму за публичные призывы к нарушению территориальной целостности страны – 2). После освобождения их вывезли в Турцию.
Официальная российская версия в том, что помилование произошло по просьбе духовных лидеров крымско-татарской общины. Но адвокат осужденных Николай Полозов уверяет, что выпуск на свободу стал "результатом титанических усилий, успешно проведенной юридической, политической и дипломатической работы". В Киеве с этим согласны и говорят, что эту дипломатическую работу сделали они. Что освобождение прошло благодаря эффективным переговорам между украинским президентом и его турецким визави, который в свою очередь надавил на Москву.
"Спасибо президенту Турецкой Республики Реджепу Тайипу Эрдогану за его усилия в освобождении наших героев, как мы приняли соглашение в Нью-Йорке и Киеве", — заявил Порошенко.
То, что Украина на всех углах будет тиражировать новость об освобождении, вполне понятно и нормально. Во-первых, потому, что это освобождение, "состоявшееся благодаря эффективным переговорам", поднимает личный рейтинг президента Порошенко, который на фоне идущего "МихоМайдана" и демонстративного пренебрежения со стороны Трампа и европейских союзников очень нуждается в позитиве.
Во-вторых, это просто следующая громкая новость о Крыме – не секрет, что Киев, старающийся сорвать процесс российско-европейской стабилизации (основанный на выработке компромисса по Донбассу и взаимном согласии убрать крымский вопрос с повестки по причине его нерешаемости), пробует максимально нередко говорить о Крыме и сохранять его в международной повестке. И сейчас Порошенко проводит параллель между освобождением двух активистов террористической организации и возвращением полуострова под суверенитет Украины.
"Это ещё не окончательный праздник, потому как окончательный праздник у нас будет тогда, когда мы освободим Крым. И весь крымско-татарский народ, и все жители Крыма смогут оказаться, наконец, на свободе в Украине", — отмечает украинский президент.
Эту же тему подхватывают Соединенные Штаты, которые также не в восторге от перспектив российско-европейской стабилизации.
"Поздравляем с освобождением Ильми Умерова и Ахтема Чийгоза. Российские оккупанты теперь должны освободить иных украинских политзаключенных", — говорится в твиттере американского посольства в Киеве.
Три за двух
но Украина не имеет никакого отношения к освобождению двух заключенных. У Киева для этого нет ни международного влияния, ни рычагов давления. Решение об освобождении принималось Москвой исходя из личного интереса и в ожидании определенных дивидендов. Причем с разных сторон.
И некоторые в Киеве даже озвучивают более-менее правдоподобные версии – в частности, возможность сделки между Путиным и недавно побывавшем в российской столице генеральным секретарем Совета Европы Турбьерном Ягландом.
"Россия пробует выторговать смягчения санкций и возвращения в ПАСЕ. Там сейчас идёт очень серьезная борьба за возвращение российской делегации без предусловий, без выполнения резолюций", — уверяет вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко.
Вспомним, что недавно ПАСЕ приняла резолюцию, которая де-факто уже через несколько месяцев позволит снять с российской делегации меры и обеспечить её возвращение в Ассамблею. Собственно, самим дивидендом и будет это возвращение. Да, ПАСЕ не является важной международной площадкой, где принимаются судьбоносные решения, но возвращение станет символом возобновления российско-европейского диалога.
Существует, а также другая версия – операция "Наша Надя приехала-2". Россия специально выпускает двух активистов террористической группировки назад в Киев (они, разумеется, желают в Крым, но кто их туда пустит?), чтобы усилить накал радикализма в украинских коридорах власти. На сегодняшний день там, по некоторым данным, несколько обострились отношения между украинскими неонацистами из того же "Азова" и крымско-татарскими террористами (которые требуют содержания от центральной власти). И та информационная акция, кроме того, ореол вокруг очередных освобожденных сидельцев лишь окажет помощь Кремлю ослабить позиции Порошенко. Что и является важнейшим дивидендом.
Наконец, есть третья версия – освобождение двух крымских татар стало частью российско-турецких договоренностей. Эрдогану требуется было это освобождение для поднятия собственного рейтинга, но не в глазах Киева (от неадекватности требований которого турецкого президента, известно, что тянет в сон), а в умах турецких националистов, являющихся одним из его главных электоральных оплотов. Эрдоган позиционирует себя как отец всех тюркоязычных народов, который данные народы должен защищать. И турецкому лидеру не раз выставляли претензии, что он "бросил крымских татар" на произвол судьбы. Сейчас же Эрдоган доказал, что он о всех помнит и всех бережет – турецкие СМИ уже пишут, что заключенные были освобождены "стараниями президента Турции".
Дивидендами для РФ здесь имеют возможность быть ответные уступки со стороны президента-султана – как по Сирии, так и в самом крымском вопросе. Ни для кого не секрет, что Турция продолжает оплачивать террористов из "меджлиса" — а значит имеет определенное влияние на их дальнейшие действия. Учитывая, что Порошенко надеется на активизацию крымско-татарских активистов не только в деле отъема собственности на Украине, но и в крымском вопросе (в частности, акцию по прорыву активистов в Крым), Турция может несколько остудить горячие головы.
Геворг Мирзаян
«Россия сегодня»