| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
С 1 ноября на Украину начались поставки природного газа реверсивным путём из Германии. Немецкий энергетический концерн RWE транспортирует голубое топливо через территорию Польши. И пусть пока «Нафтогаз» закупает небольшие объёмы – 1,4 млрд кубомотеров до конца 2012 года – эксперты уже сейчас считают, что данный шаг будет иметь далеко идущие последствия для переговоров с российским «Газпромом».
Как сообщает Deutsche Welle со ссылкой на пресс-секретаря RWE Supply & Trading Сабину Ешке, немецкая сторона подчеркивает, что смогла пополнить число своих клиентов «еще одним крупным европейским газовым предприятием». Впрочем, наибольшую выгоду от этого шага, по мнению аналитиков, получает именно Украина. Ведь впервые страна получает природный газ не с Востока, а с Запада.
«Главный смысл заключается не в этих мизерных количествах, а в символичности происходящего, – объясняет эксперт центра» Номос «Михаил Гончар. – Потому что это первый случай трансграничных реверсных поставок газа по направлению Запад – Восток между Европейским Союзом и страной, которая не является его членом, но входит в Энергетическое сообщество и является участником Восточного партнерства. Поэтому это имеет значение не столько с точки зрения объемов, сколько с позиции того, что ситуация достаточно фундаментально меняется на газовом рынке и «Газпром» должен это принять во внимание».
«Газпром» ожидал терминала, ожидал увеличение Украиной собственной добычи, но не ожидал согласия немецкой стороны. Он считал, что купил все в Европе, а оказалось – нет. Это очень многообещающая ситуация. Мы перешли к формированию серьезных аргументов в переговорах с Россией», – говорит бывший советник президента Украины по энергетическим вопросам Богдан Соколовский.
При необходимости годовое рамочное соглашение с RWE позволяет Украине закупать до 5 миллиардов кубометров газа из Европы.
«Это уже чувствительная цифра. И «Газпром» такие вещи не должен был бы игнорировать. Кроме того, он понимает, что финансовые возможности «Нафтогаза» не позволят ему закупать существенные объёмы газа. Что остается нерешенным вопрос, а что делать с теми объемами газа, какие законтрактованы у «Газпрома», – подчеркивает эксперт Гончар.
Напомним, по соглашениям с Россией, Украина должна оплачивать около 42 млрд кубометров российского газа в год, равно, нуждалась их страна или нет.
Цену немецкого газа стороны пока не разглашают, но, согласно условиям рамочного соглашения RWE и «Нафтогаза», она должна быть не выше, чем цена российского.
По словам Гончара, на этом этапе не столько важно количество газа, сколько отработка реальной технологии поставки этого газа реверсивным путём.
«То, что сейчас происходит, можно квалифицировать как своеобразный подготовительное мероприятие на случай возникновения кризисной ситуации, связанной с перебоями поставок газа по традиционному маршруту с Востока на Запад. Таким образом можно будет получить какие-то объёмы газа с западного направления», – говорит эксперт.
Страны ЕС, продолжил Гончар, взяли на вооружение реверс ещё после газового кризиса 2009 года, «и сейчас, если гипотетически возникнет новый газовый кризис, то Словакия в течение нескольких часов может реверсировать свою газотранспортную систему и получить газ, например, из Чехии или Австрии. Так же это будет сделано и в случае с Польшей и Германией ".
Впрочем, на быстрые уступки от российских партнеров рассчитывать не стоит.
«Боюсь, что до конца действия контрактов, подписанных с» Газпромом ", то есть – до конца 2019 года, мы их не изменим», – говорит Богдан Соколовский.
Это мнение поддерживает и Михаил Гончар. Он говорит, что российский газовый монополист является неповоротливой структурой, а ключевые решения принимаются за его пределами. «Поэтому данный сигнал они скорее воспримут как жужжание комара», – говорит он.
Однако уже и в России, добавляет Гончар, сформировалось определенное мнение, что такая политика на европейских рынках в целом ведет газового гиганта в тупик: «Газпром» уже не имеет той свободы маневра, как полгода назад. Он находится фактически в осаде как со стороны Еврокомиссии, так и со стороны европейских компаний, его традиционных партнеров. Поэтому открывать ещё и украинский фронт в Стокгольмском арбитраже, наверное, доставит «Газпрома» хлопоты ". Эксперт не исключает, что ситуация может быть очень неоднозначной с точки зрения последствий. По материалам информационного агентства nr2.ru |