Получил трогательное письмо из Улан-Удэ. Приведу его целиком. «Я, Чуркин Роман, учусь в 8 школе в 5 классе. Мне 11 лет. Очень хочу учиться в кадетской школе на Стеклозаводе (посёлок). Мама меня воспитывает одна. Если сможете, помогите мне, пожалуйста, поступить и учиться в дальнейшем в кадетской школе. В прошлом году у меня не получилось поступить, так как не хватило всего 4 балла. Я очень хочу быть военным и служить Родине».
Теперь думаю, как помочь Роману. И расскажу о том, что удастся.
А между тем, ещё одно письмо пришло на похожую тему — о детстве и об учебе — из Питера. Там система подростково-молодежных клубов, где ещё недавно занимались более 150 тыс. подростков, рискует быть целиком разрушена. Петербургские родители, чьи дети посещали кружки и секции, сталкиваются с тем, что туда отказываются принимать детей до 14 лет. Виной всему распоряжение городских чиновников.
Сейчас в Петербурге 330 подростково-молодежных клубов, в среднем по 10−20 в каждом районе. Каждый из них посещают от нескольких сотен до нескольких тыс. подростков. Основной контингент — дети от 7 до 14. Они учатся рисовать, танцевать, делать модели, вышивать, занимаются спортом, во многих случаях получая дополнительные навыки, которые для многих становятся профессией. Во многих клубах устраивают исторические конкурсы, викторины, соревнования. И всё это может оказаться в прошлом.
По решению чиновников происходит массовая дисквалификация педагогов дополнительного образования. Образовательная деятельность в должностных обязанностях у этих специалистов отныне не предусмотрена, по этой причине им приходится увольняться из-за сокращения и без того скудной зарплаты, которая сейчас составляет от 13 до 26 тыс. рублей в зависимости от категории.
Так в одном только Кировском районе Петербурга из подростково-молодежного клуба имени Лени Голикова уволились 7 профессиональных педагогов (каратэ, таэквон-до, единоборства, ИЗО студия, шоу-балет «Стиль», фламенко, хип-хоп) у каждого из них были группы численностью примерно 100 человек, то есть 700 детей и подростков оказались ни с чем.
«По меньшей мере десятки тыс. детей от 7 до 14 лет, — говорится в присланном мне письме, — выкидываются из клубов на улицу. Скоро помещения клубов начнут сдавать в аренду. Может быть, чиновники именно этого и добиваются?».
Что ж, я данную тему не оставлю. Буду разбираться в деталях. Готовлю запросы во все инстанции, которые способны остановить беспредел.
По счастью, вопреки беспределу продолжается подвижничество полунищих педагогов. Они, те, кто воспитывают и развивают детей, и есть настоящие лидеры общества, они строят будущее.
Каждый раз радуюсь, читая о наших талантливых людях, которые не сдаются. Прочитал, что в финал конкурса «Лидеры России» прошла семейная пара талантливых уральцев — Артем и Ольга Углевы. Работали в разных группах, по одиночке. Теперь получат образовательный грант, надеются, что их способности будут замечены и послужат на благо страны. Углев говорит, что сложнейшие математические вычисления ему позволила сделать особая подготовка. Он учился в физико-математическом лицее № 31 Челябинска, «и мог обойтись без калькулятора». Данный лицей — особое место. Я там бываю нередко, из года в год. Там побывали с открытыми уроками на практике все ведущие русские литераторы.
Директор лицея Александр Евгеньевич Попов, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Нелли Михайловна Пащук бескорыстно и искренне готовят поколения умных и просвещенных людей. Изыскивают средства, чтобы приглашать ярких гостей, устраивать фестивали, сам лицей — пространство непрерывного разнообразия, где точные науки преподают на великолепном уровне, а в подвале даже открыто театрализованное литературное метро. И данный лицей без всякого блата выигрывает всероссийские олимпиады и известен по всему миру. А благодаря чему? Благодаря старшим мечтателям, которые делают мечтателями младших.
Мальчик мечтает о кадетской школе в Бурятии. Многие тысячи ребят в Петербурге идут за мечтой в кружки и секции. Мечтают ученики и выпускники челябинского лицея. Надо защитить мечтателей.