В Центральном музее Тавриды открылась выставка «Поставщики фарфора Российского императорского двора», пишет издание «Крымская газета».
Царские подарки
Всего крымский зритель сможет познакомится с четырьмя отечественными заводами и тремя зарубежными предприятиями, производившими неповторимые изделия из «белого золота» для царской семьи, начиная с самой ранней фабрики Мейсен, которая появилась сразу же после того, как европейцам стал известен секрет получения китайского фарфора, заканчивая более поздними находками российских заводов. Большая часть предметов представлена Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, однако некоторые экспонаты демонстрируются из фондов ЦМТ. Особенность этой выставки заключается в том, что изделия из фарфора не просто изготовлены на фабриках, отмеченных императорских двором и являвшихся таким образом гарантом качества, однако, в первую очередь, предметами, которые и вправду бытовали при дворе русских монархов, заслуженно считавшимся одним из самых роскошных в Европе.
Стоит отметить, что из Санкт-Петербурга привезли много интересных вещиц, в частности, пасхальные яйца, которые получали члены императорского двора на светлый праздник со времён Павла I. Однако это не знаменитые ювелирные изделия Фаберже, а подарки, изготавливаемые по заказу Императорским фарфоровым заводом.
- Фаберже делал одно яйцо в год, вплоть до смерти Александра III, потому как император преподносил его супруге. Когда он скончался и на престол взошел Николай II, тот заказывал фирме два яйца для матери, вдовствующей императрицы, и для своей супруги. Однако императорская семья большая, всем родственникам необходимо было что-то дарить, по этой причине заказывали яйца для широкого круга на Императорском фарфоровом заводе. Они были по-своему уникальны, делались в единичном экземплярах, однако, разумеется, без драгоценных камней и преподносились к празднику Пасхи, рассказывает главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Родион Зеленков.
Такой подарок встречался с радостью, во-первых, потому как сам по себе завод был престижной маркой, а во-вторых, каждый год мастера старались при их изготовлении придумать что-то новенькое и эксклюзивное. На выставке представлен экспонат, где применялась подглазурная роспись — передовое российское изобретение, которого не знала ни Германия, ни Франция.
Обращает наше внимание Родион Зеленков на небольшой скульптурный бюст императрицы Екатерины II, выполненный известным мастером французского происхождения Яковом Рашетом (Жан-Доминик Рашетт — ред.).
- Екатерина больше чем все остальные занималась этим заводом, который был создан при Елизавете Петровне в 1744 году. Он выпускал ограниченным тиражом табакерки, подарки для дипломатического корпуса, однако Екатерина поставила перед заводом задачу обеспечить всю Россию фарфором. По её желанию были приглашены знаменитые скульпторы: Рашетт, Этьен-Морис Фальконе. Данные люди поднимали, собственного говоря, наше производство фарфора, привозили технологии и своих учеников, отмечает научный сотрудник.
Привлекают взгляд изделия иных отечественных производителей, например, фабрики Поповых, которой удалось получать фарфор очень ярких насыщенных цветов. На предприятии было организовано передовое производство, материалы закупались со всех уголков мира — финская глина, французские красители, что дало возможность ему за несколько лет стать поставщиком для императорского двора.
Определённо этот воздушный вид прикладного искусства не оставит равнодушным и крымского зрителя, который имеет возможность познакомиться с традициями фарфорового дела до 24 декабря текущего года.
Дорасти до Эрмитажа
Выставка «Поставщики фарфора Российского императорского двора» является хорошим продолжением крепкого сотрудничества, которое установилось между Центральным музеем Тавриды и музейными учреждениями Санкт-Петербурга с 2014 года.
- С Санкт-Петербургом у нас особые отношения — это Музей истории Санкт-Петербурга, это Государственный Русский музей, с которым мы совместно выпустили альбом Михаила Иванова — родоначальника крымского исторического пейзажа. Однако мы сотрудничаем и с другими музеями, активно обмениваемся выставками и собираемся продолжать это в дальнейшем. Между них Пермский краеведческий музей, Ростовский музей краеведения, государственный музей политической истории России и целый ряд музеев Российской Федерации, отметил директор ЦМТ Андрей Мальгин.
«Крымская газета» поинтересовалась не рассматривается ли сейчас идея создания филиала «Эрмитажа», как это сделано в некоторых иных федеральных центрах.
- Это было бы интересно, тем более, Эрмитаж уже занимался музеификацией дворца Александра III в Массандре и тем, кто начинал эту работу, и карты в руки. Дворцы находятся на южном берегу Крыма в туристической зоне — может быть обеспечен хороший поток клиентов. Даже есть предложения отвести для этих нужд дворец Юсуповых в Кореизе. Насколько я знаю оно прорабатывается, рассказал Андрей Мальгин.
В то же время он заявил, что возможность создания такого комплекса на основе ЦМТ не рассматривается.
- На базе Центрального музея Тавриды мы заинтересованы прежде всего, чтобы его коллекция была достойным образом представлена и работаем над этим. Вопрос создания здесь филиала Эрмитажа, а также других музеев необходимо будет решать, когда основные проблемы наших учреждений будут решены, коллекции представлены, отреставрированы, отметил он.
Сейчас музей уже соответствует необходимым требованиям безопасности, чтобы принимать коллекции из иных музеев страны, кроме этого каждый год вводятся в эксплуатацию новые выставочные залы.
- Мы надеемся крыло здания, которое занимает Госкомитет по охране культурного наследия — рано или поздно освободится. Есть проект строительства нового здания, в него отойдут часть фондовых помещений, реставрационные мастерские. Новые выставочные площади в посёлке Мирный Симферопольского района рядом с мемориалом памяти жертв фашисткой оккупации. То есть планы большие и я надеюсь, что ничто не помешает их реализации, отметил Андрей Мальгин.