В понедельник, 11 марта, в апелляционном суде Амстердама запланированы слушания по делу о возврате Крыму скифского золота. Руководители крымских музеев рассчитывают на положительное решение вопроса, сообщает издание «РИА Крым».
Коллекция скифского золота — около 2 тыс. экспонатов — была вывезена из четырех крымских музеев на выставку в музей Алларда Пирсона в Амстердаме в первой декаде февраля 2014 года, ещё до того, как Крым воссоединился с Россией. После этого российская и украинская стороны, считающие коллекцию своей собственностью, не могли решить, кому возвращать артефакты. В декабре 2016 года Окружной суд Амстердама постановил отдать Украине коллекцию скифского золота. При вынесении вердикта он руководствовался тем, что полуостров не является страной и не может заявлять о своем праве на объекты искусства. В январе 2017 года крымские музеи подали на решение суда апелляцию.
В крымских музеях, чьи экспонаты до сих пор остаются в Голландии, ожидают решения в свою пользу.
«Мы ожидаем одного: что все наши музейные предметы вернутся к нам, — сказала в комментарии РИА Новости Крым генеральный директор Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Татьяна Умрихина. — однако мы не фантасты, мы — реалисты. Мы будем счастливы и рады, если суд решит по-честному не отдать наши музейные предметы Украине. Хотя нарушение международных прав налицо, и не только в том, что нам не вернули данные музейные предметы (в обозначенные соответствующими договорами сроки — ред.), а в том, что этим музейным предметам необходим постоянный уход, осмотр и работа реставраторов, о чем мы и написали директору музея Алларда Пирсона. Комплексы (экспонатов — ред.), которые мы туда отправили, наши каменные памятники требуют ухода».
Со слов Умрихиной, некоторые экспонаты являются уникальными в общемировом масштабе. «И наща змееногая богиня (скульптура известняка I-II век н. э. — ред.), и наши золотые комплексы не имеют возможность оставаться без присмотра», — посетовала она.
При этом директор музея-заповедника выразила надежду на улучшение политической ситуации, спровоцировавшей такое положение дел. «Решение это (не возвращать экспонаты крымских музеев на полуостров — ред.) — чисто политическое. Оно не только нарушает все международные права музеев (да и вообще культурного сообщества), оно дает страшный прецедент: что доверять никому нельзя. Поверьте, мы никогда больше никому не дадим свои предметы за пределами России», — подчеркнула Умрихина.
При этом, она подчеркнула, что в случае негативного для крымских музеев решения апелляционного суда адвокаты рассматривают вариант кассации.
Со своей стороны директор Центрального музея Тавриды, экспонаты которого также удерживаются в музее Алларда Пирсона в Амстердаме, Андрей Мальгин в комментарии РИА Новости Крым также заявил, что рассчитывает на «положительное решение» суда. «Понятно, что мы готовы к любому решению. Однако элементарная логика на нашей стороне», — заявил он.
Ранее, что скифское золото, которое было вывезено в музей Амстердама и стало предметом судебного разбирательства между Россией и Украиной в местном суде, должно вернуться в Крым, заявляли директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой уверил, что, учитывая то, что процесс возвращения коллекции скифского золота в музеи Крыма может занять долгое время, Россия не прекратит предпринимать усилия по решению этого вопроса.
Судьба «Скифского золота»: в Крыму ожидают логичного решения громкого дела
тем не менее, директор Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма КФУ Александр Айбабин, комментируя процесс по скифскому золоту в эфире радио, предположил, что вряд ли разбирательство закончится в самое ближайшее время, потому что есть препятствующие тому юридические аспекты. «Голландия, с одной стороны, осознает, что коллекция должна вернуться в музей, с другой стороны, тут есть политический аспект. Есть проблема и юридическая — разрешение на вывоз коллекции давало министерство культуры Украины, но потом прошли кардинальные изменения и там такого министерства в помине нет, там совершенно иные люди. И я не думаю, что данные люди пойдут на какой-то компромисс. Эта история, я думаю, может длиться очень долго», — пояснил Айбабин.