Последние новости

Реклама

Почему крымская молочка лучше материковой?

Вопросу производства, цены и качества молочной продукции в Крыму большое внимание уделил Президент РФ Владимир Путин и в ходе встречи с общественностью полуострова, и на последовавшем после визита в регион заседании Правительства РФ. О нынешнем состоянии и перспективах развития молочной отрасли животноводства «Газете» рассказал заместитель министра сельского хозяйства РК Сергей Петелин, передаёт «Крымская газета».

– Сергей Анатольевич, наша молочная продукция – качественная и даже вошла в пятёрку лучших в России. Но её мало, она дороже той, что привозят с материка…

– У нас работают девять предприятий, которые занимаются переработкой молочной продукции – в Раздольненском, Сакском, Джанкое, Алуште, а также других. Большинство из них – современные предприятия. К примеру, недавно открытый в Раздольненском районе завод «Юг-Молоко» по уровню оснащения – один из лучших в России. Но объём производимого в Крыму молока – основного сырья для этих предприятий – только на треть покрывает потребность. Недостающее вынуждены завозить из иных субъектов России. Но качество нашей молочки и вправду наивысшее. На Всероссийской выставке «Золотая осень» продукция джанкойского предприятия «Новатор» завоевала немало медалей. На дегустационном конкурсе «Молочный успех», проходившего в прошлом году в Сочи, это же предприятие получило высшие награды. Продукция завода «Юг-Молоко» («Долина легенд») в прошлом году отмечена двумя золотыми медалями на главном аграрном форуме страны, Российской агропромышленной выставке «Золотая осень – 2018». И с Международной продовольственной выставки «Продэкспо — 2019» – крупнейшей в России и Восточной Европе выставки продуктов питания – эти два предприятия также приехали с медалями за наивысшее качество продукции.

– Нарастить объёмы производства мешает только дефицит сырого молока?

– Для производства молочной продукции необходимо сырое молоко, которое дают коровы, которым, в свою очередь, необходимы корма. К сожалению, все нынешние трудности молочной отрасли Крыма – из-за недостатка кормов. Но мы всё равно растём: в 2018-м в республике было произведено сырого молока на 10% больше, чем в 2017-м. Всего порядка 213 тысяч тонн. Есть и рост производства сливочного масла – на 11% в 2018-м. А производство сыров, сырных продуктов и творога выросло на 60%.

– А поставлять крымскую молочную продукцию в другие регионы России когда сможем?

– Это уже происходит. У наших крупнейших производителей заключены контракты с торговыми сетями некоторых субъектов Российской Федерации. Но пока это незначительные объёмы. И в первую очередь крымские производители отправляют на материк сыры. Что касается другой нашей молочной продукции, то главное её достоинство, как я уже говорил, это качество и натуральность. А значит, короткие сроки хранения, максимум 5-7 дней. Сравните с аналогичной, произведённой не в Крыму. Я не говорю, что она хуже, но всё-таки там, обычно, указан срок хранения более 20 дней.

– Какова численность поголовья крупного рогатого скота в республике?

– В Крыму есть четыре достаточно крупных предприятия, которые выращивают в основном коров двух пород – красной степной и голштинской. Преобладает, разумеется, традиционная для нас красная степная – её выращивают три предприятия. Лишь на одно – ООО «Крым-Фарминг» Первомайского района – завезли коров голштинской породы, и она очень хорошо зарекомендовала себя в наших условиях. К слову, это предприятие использует наилучшие технологии и передовой опыт, по этой причине у них есть стабильный рост. А главное, «Крым-Фарминг» имеет статус племенного предприятия. Всего же в Крыму племенное поголовье, то есть наиболее ценное, насчитывает порядка 10 тысяч коров. Из них именно дойных – около 5 тысяч. А общее поголовье крупного рогатого скота в регионе составляет почти 50 тысяч особей. Причём более половины из них находится в частных хозяйствах. Но, опять же, наметилась тенденция – в так называемом организованном секторе сельхозпроизводителей уже идёт, пусть пока небольшое, но увеличение поголовья крупного рогатого скота. Что, безусловно, радует.

– В условиях недостаточной кормовой базы в Крыму племенное поголовье выгоднее увеличивать?

– Конечно. И в первую очередь из-за его лучшей продуктивности. Если сельхозтоваропроизводитель захочет купить племенное поголовье, то мы ему компенсируем определённую часть его стоимости. Сумма этой компенсации может доходить до 80%. Да, работать с племенным стадом дорого. Но производитель будет гарантированно иметь высококачественный продукт в гораздо больших объёмах. Количество молока, которое даёт племенная корова, в разы выше, чем у обыкновенной. А корма они потребляют примерно одинаково, хотя племенные животные более требовательные к его качеству. Но люди уже начинают понимать, что всё равно иметь племенных животных выгоднее. Сегодня удельный вес племенного скотоводства в Крыму составляет 60%.

– Значит, и в целом качество крымского стада крупного рогатого скота улучшается?

– Раньше мы могли предложить сельхозпроизводителям для разведения племенных коров только одной породы – красной степной, а сегодня – ещё и голштинской. Кроме того, стараемся разводить скот, который районирован, он может адаптироваться к нашим условиям. Да, у нас есть фермеры, которые завозят, а также другие породы КРС. Но, к сожалению, сегодня получить статус племенной организации имеют возможность только юридические лица. Министерство сельского хозяйства РК контролирует, кто, что и сколько завёз, как эти коровы развиваются, а в случае необходимости даём консультацию.

– Одним словом, «ведёте» этих животных. А почему?

– Сейчас Ленинградская область выступила с инициативой о внесении изменений в Закон «О животноводстве». Предлагают давать статус племенной организации и фермерам.

– Для Крыма это может стать ещё одним стимулом для развития молочной отрасли?

– Появится шанс для закрепления иных пород в регионе, возможность попробовать районировать их в наших непростых условиях. Кстати, мы оказываем материальную поддержку и тем сельхозтоваропроизводителям, которые уже имеют поголовье. Сразу уточню: только организованным сельхозтоваропроизводителям, то есть профессиональным игрокам молочного рынка – фермерам и предприятиям. Частники получать такую субсидию не имеют права. И организованные имеют возможность получить определённую субсидию на сохранение поголовья – за каждую сохранённую на отчётный промежуток времени голову КРС. А если у них есть и прирост поголовья, то получат ещё большую субсидию. Опять же – за каждую голову КРС наращённого стада, тем самым снизив издержки на его содержание. Потому, что крымские производители молочной продукции находятся в достаточно неравных условиях по сравнению с тем же Краснодарским краем, их деятельность необходимо стимулировать материально. К тому же эти меры государственной поддержки побуждают наших сельхозтоваропроизводителей переходить из так называемого неорганизованного сектора в организованный. Частник сравнивает: за 10 коров, которые у него есть дома, он ничего не продолжает получать от государства, сам несёт все расходы на их содержание, а если он организует крестьянское фермерское хозяйство, то за эти же 10 коров он сможет получать субсидию. А Минсельхоз РК окажет помощь этим крестьянам получить субсидии или грантовую поддержку. Кроме того, за каждый литр молока, который произведён, продан или отправлен на переработку, организованный сельхозпроизводитель также продолжает получать определённую сумму. Кстати, на днях Министерством сельского хозяйства РК начат приём документов для предоставления субсидии за произведённое и реализованное молоко за январь – февраль 2019 года. Всего же за производство и реализацию молока крымские аграрии получат в этом году субсидий на 35 миллионов 898 тысяч рублей.

– Ассортимент крымской молочной продукции удовлетворяет запросы потребителей?

– Кроме молока, у нас делается классическая кисломолочная продукция и сыры. То есть ассортимент представлен целиком. У той же компании «Юг-Молоко» есть современнейшее оборудование для производства йогуртов с качественными фруктовыми наполнителями, кефира, творога, сметаны. Крымчане не жалуются на скудность ассортимента местной молочки, а на её нехватку и отсутствие на прилавках наших магазинов нарекания есть.

– во многих случаях крымской продукции на полках магазинов отводится не самое центральное место.

– Есть такое. Опять же, потому, что наши предприятия имеют возможность обеспечить торговые сети этой продукцией всего на треть от потребности. Мы понимаем, что можно искусственно нарастить поголовье коров. Но издержки при этом будут совершенно другими. И цена молока будет золотая, оно станет неконкурентоспособным даже с учётом субсидий. Обеспечить корову кормами в Краснодарском крае и у нас – это «две большие разницы», это экономика. По этой причине и наша молочная продукция не дешевле привозной, на то есть объективные причины. Рентабельность этого бизнеса у нас намного меньше, чем на материковой части России.

– А выращивать тех же коз в Крыму не выгоднее?

– И козоводство, и овцеводство – традиционные виды крымского животноводства. Развитие этого сегмента сегодня также медленно, но стабильно идёт. В качестве примера могу назвать СПК «Правда» Первомайского района – предприятие, на котором благодаря грантовой поддержке успешно развиваются крестьянско-фермерские хозяйства с всё время увеличивающимся поголовьем коз и овец. Например, в крестьянско-фермерском хозяйстве «Свитанок-Правда» сегодня насчитываются почти полсотни дойных коз и 80 голов молодняка. Можно без преувеличения говорить, что эта отрасль животноводства в республике достаточно перспективна, а переработка козьего молока стремительно развивается. Всё больше молокозаводов занимаются изготовлением козьего сыра, так как спрос на него всё время растёт.

– Какова ситуация с производством сыров в Крыму? Из-за высокой цены эти сыры не всем доступны...

– сегодня на прилавках наших магазинов можно увидеть достаточно большое разнообразие сыров крымских производителей – как классических, так и изготовленных по зарубежным технологиям – бри, камамбер, моцарелла, бурата, а также другие. Да, они имеют некую эксклюзивность и не имеют возможность быть широкодоступными. Во-первых, так как не все привыкли пробовать такие сыры из-за их оригинальных вкусовых качеств. И во-вторых, объёмы их производства у нас также пока небольшие. Главным сдерживающим началом, разумеется, является себестоимость этих сыров, что также объяснимо. Ведь даже их производство занимает от нескольких месяцев до года. А это всё немалые издержки. Тем не менее производство именно эксклюзивных сыров в Крыму также растёт. Но в первую очередь этот рынок направлен на туристов, которые, приезжая к нам, желают попробовать что-то местное, вкусное и необычное.

– А производители сыров получают господдержку?

– Они переработчики. Но, если у них есть свое дойное стадо, получают. Хотя в 2018 году у нас была выделена субсидия и переработчикам молочной продукции – порядка 67 миллионов рублей на приобретение оборудования. Таким образом они смогли компенсировать 30% его стоимости. Вообще, классически господдержку оказывают сельскому хозяйству, переработка – это уже другая отрасль, промышленная. Все субсидии выделяются по программе развития сельского хозяйства Крыма, которая реализуется в рамках аналогичной федеральной программы. Если, к примеру, говорить о племенном животноводстве, то на его сохранение за пять лет было выделено порядка 200 миллионов рублей, а на приобретение крупного рогатого скота – 220 миллионов. Согласитесь, это немало.

– Значит «молочные реки» в Крыму не иссякнут?

– Есть спрос, будет и предложение, тем более что самое худшее уже позади. Наши производители молочной продукции уже приспособились к новым условиям ведения сельского хозяйства. Но ещё раз уточню – пока не изменится ситуация с обеспечением водой, ожидать какого-то бурного развития аграрной отрасли не приходится. Наша задача сегодня – обеспечить пусть даже не значительный, но стабильный рост производства молочной продукции.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля