Экстренное заседание проходит в закрытом режиме: в деле нет сторон-участниц, которым нужно обеспечить гласность и состязательность, разъяснила пресс-служба суда
Конституционный суд под председательством Валерия Зорькина начал экстренную проверку поправок в Конституцию.
Президент Владимир Путин подписал 14 марта закон об изменении Конституции, и в тот же день Конституционный суд (КС) начал экстренное заседание для проверки поправок.
По сообщению пресс-службы суда, заключение КС будет вынесено в установленный семидневный срок, после чего незамедлительно направлено президенту и опубликовано на официальном портале суда. По информации BBC, в заседании не участвует судья Константин Арановский, который в декабре 2019 г. в своем мнении по одному из дел выступил против закрепленного новыми поправками признания Россией правопреемства в отношении СССР. 12 марта Председатель КС Валерий Зорькин говорил, что Арановский находится на больничном. Официально о числе судей, принявших участие в заседании, не сообщается.
КС уже работал в похожем режиме, когда рассматривал в 2014 г. запрос президента о проверке конституционности договора о присоединении Крыма. Договор был подписан 18 марта, а уже 19 марта его единогласно одобрил КС (обычно тайна голосования не раскрывается, но в тот раз Зорькин сделал исключение). Но полномочия суда рассматривать вопрос о конституционных поправках вызывают у экспертов сомнения.
Российские юристы, ученые, журналисты и писатели написали открытое обращение к депутатам, политикам, общественным деятелям и судьям Конституционного суда, оно опубликовано на сайте «Эха Москвы».
Авторы пишут о недопустимости поправок в Конституцию, под обращением подписались 357 человек, среди них — директор «Левада-Центра» Лев Гудков, телеведущие Татьяна Лазарева и Михаил Ширвиндт, журналисты Леонид Парфенов, Ирина Шихман, кинокритик Антон Долин, писатели Александр Архангельский, Лев Рубинштейн, Виктор Шендерович, юристы Илья Шаблинский и Елена Лукьянова, экономист Евгений Ясин и другие.
«Мы считаем, что над нашей страной нависла угроза глубокого конституционного кризиса и противоправного антиконституционного переворота, облеченного в псевдолегальную форму. Три главных обстоятельства убеждают нас в этом», — говорится в сообщении.
Так, «противоправным, политически и этически неприемлемым» авторы считают внесение в ст. 81 Конституции п. 31, обнуляющего сроки действующего и действовавшего президентов. Они обращают внимание на то, что определение Конституционного суда от 5 ноября 1998 года указывает на недопустимость манипуляций с подсчетом президентских сроков.
Также авторы пишут, что поправки в гл. 3-8 Конституции вступают в противоречие с положениями Глав 1 и 2. «Эти нормы нарушают принцип равенства перед законом и гарантии прав и свобод личности, противоречат принципам федерализма, принципам разделения властей, независимости судебной системы и автономии местного самоуправления», — пишут они.
Наконец, в обращении говорится о нарушении порядка принятия поправок к Конституции. «Ст. 136 Конституции перечисляет представительные органы, которые должны выразить свое отношение к поправке в Конституцию, чтобы она считалась принятой. А федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 года прямо указывает, что «одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста» (п. 2, с. 2)», — следует из письма. Авторы подчеркивают, что вносимые поправки содержательно не взаимосвязаны, что также является нарушением.
15 марта перед зданием Конституционного суда РФ на Сенатской площади в Петербурге группы горожан возложила гвоздики на издание действующей пока Конституции, сообщает «Фонтанка».
«Происходят поминки по Конституции. Пришли помянуть честь и совесть судей Конституционного суда, если они все это одобрят», — заявил один из участников.
При подготовке статьи были использованы материалы: Красная Линия