В Крыму прошла конференция «Человек, общество и власть в годы «Русской Смуты» 1917-20-х годов. Память, осмысление, примирение». Она завершила программу памятных дней, посвящённых 100-летию окончания Гражданской войны в европейской части России и Крыму, сообщает издание «Крымская газета».
ЗАКАТ ДЕКАДАНСА
Конференция выдалась представительной – было заявлено 73 участника. Не все учёные смогли приехать – некоторые познакомили коллег со своими докладами во время прямых включений. В событиях Гражданской войны Крым занимает особое место – волею судьбы он оказался последним оплотом старой России, её государственности и культуры. Вместе с тем берега полуострова стали последними российскими для 150 тыс. наших соотечественников. Крым в этот короткий промежуток времени стал плавильным котлом, где сосуществовали порой неожиданные феномены, которые удивляют даже самих исследователей. Какой же была культура сто лет назад?
В это непростое время в Крыму был создан Таврический университет, образовался большой круг интеллигенции. Здесь блистали артисты, продолжали работать писатели. Этот промежуток времени стал расцветом периодической печати, которая живо реагировала на все актуальные события.
– Именно здесь учёные, писатели и деятели искусств получили последнюю на родной земле возможность заниматься профессиональной деятельностью в том формате, к которому они привыкли, к тому, что было до военных и революционных потрясений. По моему мнению, корректным будет сравнение деятельности подвижников науки и культуры в этот промежуток времени со своеобразной ролевой игрой, где участникам предлагалось сохранять свои привычные занятия в принципиально новых политических условиях, – отмечает доцент кафедры музеологии СПбГУ Владимир Калиновский.
Вместе с этим исследователь заявляет, что именно в Крыму завершился Серебряный век: высокие помыслы сочетались с лёгкими театральными постановками, оккультными представлениями и шарлатанством. Упадок нравов пугал даже отдел народного образования, который докладывал Врангелю, что нужно вводить цензуру, потому что культивируется разврат, вредящий молодёжи.
О НРАВЫ!
Вместе с тем кандидат исторических наук (к. и. н.) МГУ Алексей Карагодин задался вопросом, почему так странно и беспечно вели себя люди в Крыму, предаваясь всевозможным увеселениям. Для объяснения он воспользовался социологической категорией праздного класса – это особый статус, когда человек, добившийся определённого уровня благосостояния, показательно демонстрирует свою бездеятельность и роскошь.
– Есть поразительные рассказы: даже когда появлялись перебои с едой, когда стало ясно, что появляются матросы, которые занимаются реквизицией, когда на ялтинском молу начинаются расстрелы, в симеизском имении промышленников Мальцовых по-прежнему играют на скрипке, а в Мисхоре светское общество собирается на кортах. Идёт жизнь, которая делает вид, что ничего страшного не происходит, – описывает нравы врангелевского Крыма московский историк.
ТРАГЕДИЯ НАРОДОВ
Гражданская война в России обернулась трагедией для всех народов, живущих на её территории, а некоторые из них почти в полном составе отправились в эмиграцию. Большинство караимских семей не приняли Октябрьскую революцию. В их среде военная служба была очень почётной, и они считались верной опорой русского императора. По этой причине все белые офицеры с семьями последовали за командующим в Турцию, потом караимская община обосновалась во Франции, где осталось много архивных документов. Но печальные свидетельства о неспокойном времени, которое обрушилось на караимов, исследователи находят и в Крыму.
– Какие-то островки сознания, стабильности ещё существовали. В окружном Симферопольском суде рассматривалось дело о передаче и наследовании имущества убиенных во время этого террора. Промышленные предприятия простаивали, была разруха и хаос, судебные учреждения пробовали выполнять свою работу, вели документы, благодаря которым мы можем восстановить картину, – отмечает к. и. н. КФУ Дмитрий Прохоров.