11 ноября, Крымский федеральный университет. Заведующая кафедрой геоэкологии факультета географии, геоэкологии и туризма Таврической академии КФУ имени Вернадского Татьяна Бобра сообщила в комментарии ФАН, как на экологию Крымского полуострова повлияло перекрытие Северо-Крымского канала (СКК) и о каких процессах можно говорить спустя почти восемь лет после этого шага Киева.
В апреле 2014 года Украина перекрыла Северо-Крымский канал, из-за чего полуостров лишился такой отрасли, как рисоводство. Также сильно пострадало сельское хозяйство, так как на него расходовалось более 85% всей воды, поступающей по СКК. Канал до сих пор перекрыт, но местные жители и сам полуостров уже подстроились под новые реалии.
«Нельзя сказать повлияло или совсем не повлияло это на экологию, так как с 70-х годов в целом водный баланс территории Крыма стал совершенно иным. Сюда начала поступать вода по Северо-Крымскому каналу для промышленных нужд, сельского хозяйства и другого.
Прошло уже достаточно времени, чтобы на полуострове сформировался, фактически, новый водный баланс. Под него подстроились все экосистемы, ландшафты республики как естественные, так и антропогенные — к примеру, сельскохозяйственные поля и дорожные трассы. По этой причине нельзя сказать, что природные ландшафты или системы ничего не испытали от перекрытия СКК, то есть эффект есть», — заявила Татьяна Бобра.
При этом эксперт сказала, что когда в 1971 году был построен Северо-Крымский канал, то природа полуострова также испытала экологический стресс, потому как в Крым пришла вода, которая не свойственна для зональных условий и ландшафтов республики.
«Точно так же произошло и сейчас, когда канал был перекрыт в 2014 году. Разумеется, ранее приспособившиеся природные и хозяйственные системы испытали определенный экологический стресс. И этому есть свои последствия. Тем не менее если посмотреть немного через другую призму на все это, то мы можем в этот день сказать, что природа Крыма возвращается или восстанавливает свой первоочередной внешний вид, который был до того, как сюда пришла большая вода.
Безусловно, здесь накладываются процессы ещё глобального изменения климата, которые прежде всего будут проявляться в крымском регионе в том плане, что будет становиться все теплее и суше. По этой причине надо скорее рассматривать эти экологические проблемы и их последствия. На мой взгляд, в Крыму и целом в России должна появиться некая климатическая стратегия по глобальным изменениям климата. И она должна быть рассчитана как минимум на 30-50 лет», — отметила собеседница издания.
Татьяна Бобра входит в состав научного экологического сообщества, которое тщательно анализируют любой инвестиционный проект, заходящий в Крым. Просчитываются и взвешиваются все вероятные отрицательные последствия каждого проекта для экологической ситуации. Всегда ищется разумный компромисс между водным природопользованием и вероятными последствиями.