Диверсии на газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» не окажут фатального влияния на формирование доходной части бюджета России, потому как на нефтегазовые доходы приходится не более 30-40%, а суммарно отрасли дают лишь 15% ВВП. При этом придется нести определенные потери из-за необходимости переориентировать рынки сбыта углеводородов из Европы в Азию, считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, пишет издание «РИА Крым».
Согласно принятому правительством РФ проекту бюджета на 2023-2025 годы, налоговые и неналоговые отчисления отрасли существенно возросли в сравнении с прошлым промежутком времени. К примеру, дополнительные нефтегазовые доходы в результате изменений в налогах, пошлинах и акцизах составят в следующие три года 816,273 млрд рублей, 448,726 млрд рублей и 668,759 млрд рублей соответственно.
Старые и новые газовые пути
Эксперт подчеркнул, что 2/3 добываемого в стране газа потребляется на внутреннем рынке. Остальное идёт на экспорт. Для понимания, в прошлом году «Газпром» экспортировал 185,1 млрд кубов газа в дальнее зарубежье. В этом году, по прогнозам, вероятно снижение поставок минимум на 50 млрд кубометров. Но возможно, что эта цифра будет ещё более значительной. Причина в особенностях транспортировки.
«Быстро перенаправить газ никуда не удастся, потому как для этого необходимы новые газопроводы и СПГ-проекты, которых пока нет. Контракт с Китаем на поставку по «Силе Сибири – 2» также пока не заключен», – пояснил Митрахович. Разумеется, в будущем ситуация разрешится, но на это понадобится время, добавил собеседник.
Нефть есть – с танкерами проблемы
Ситуацию с экспортом нефти ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности оценивает более позитивно. Её легче перенаправить. Разумеется, трубопроводы в сторону Китая строить также необходимо, но это менее принципиальный вопрос, чем с газом, полагает аналитик. Но и здесь есть свои «но»: в России по какой-то причине не было создано собственных страховых и судоходных компаний. Теперь придется прибегать к услугам иностранных, заметил специалист.
«Перспективы у российской нефтяной отрасли в условиях установления так называемых предельных цен (прайс-кэп) на нефть, а также других ограничений со стороны Запада не самые худшие. В этом году Россия потеряет около 1% добычи, что очень успешно на фоне весенних прогнозов, когда называлась цифра в 17%», – продолжил Митрахович.
В следующем году, по его мнению, отрасли будет сложнее, потому как вступит в силу эмбарго ЕС. В результате из оборота «выпадет» около двух миллионов баррелей в сутки. Примерно половину из этого объёма можно будет оперативно перенаправить на другие рынки. Собеседник подчеркнул, что эту цифру можно было бы увеличить, «если бы своевременно занялись созданием своих страховых компаний и развитием танкерного флота».
Устойчива, но хрупка
Учитывая вышесказанное, российская нефтегазовая отрасль достаточно устойчива, хоть и оказалась в наиболее сложной ситуации, убежден эксперт. При этом говорить об отсутствии рисков, как внешних, так и внутренних, не приходится. С одной стороны – меры и смена рынков сбыта, с другой вероятность усиления налогового давления.
«В представленном Минфином проекте бюджета предусмотрено увеличение налогов нефтегазового сектора. В условиях СВО это логично. Тем не менее, в текущее время правительству РФ крайне важно соблюсти баланс между увеличением налогов на нефтегазовую отрасль и необходимостью дать ей возможность адаптироваться к кризису. В противном случае есть риск задавить »курицу, которая несёт золотые яйца", – резюмировал Митрахович.
26 сентября были повреждены два российских экспортных газопровода «Северный поток» и «Северный поток – 2». В момент взрыва на газопроводах в нитках было около 800 миллионов кубометров газа. Германия, Дания и Швеция не исключают целенаправленную диверсию. Российская сторона официально запросила информацию у Дании о ЧП на «Северном потоке», как только стало известно о случившемся. Датские власти уведомили РФ о взрывах на месте утечки газа. Оператор «Северного потока» Nord Stream AG сообщал, что ЧП на газопроводах беспрецедентны, и сроки ремонта оценить невозможно.
Работа «Северного потока» была приостановлена с конца августа из-за проблем с ремонтом турбин Siemens, вызванных санкциями Запада. Но трубопровод оставался заполненным газом. «Северный поток 2», достроенный в 2021 году, но так и не введенный в эксплуатацию, также уже был заполнен газом. После повреждений газопроводов Генеральная прокуратура РФ инициировала возбуждение дела об акте международного терроризма.