Последние новости

Реклама

Проблемы с переводами на фоне санкций и экономический спад заставили работодателей менять схемы перечисления зарплат. Популярной стала опция выплаты для уехавших работников через третьих лиц за комиссию, сообщили эксперты

Об этом сообщило издание «РБК».

Западные меры против российского финансового сектора, валютные ограничения, кроме того, общий экономический спад заставляют работодателей по-другому структурировать схемы трудовых отношений с находящимися за рубежом сотрудниками, сообщили РБК юристы и эксперты по рынку труда.

К примеру, компании, чьи работники уехали за границу, по-разному решают вопросы с перечислением зарплат таким сотрудникам: одни ничего не меняют и продолжают перечислять оплату работающим дистанционно на карты зарплатного банка, другие позволяют им поменять банк, ещё одно решение — заключение агентского договора с третьим лицом, которое становится посредником между работодателем и сотрудником в выплате зарплаты.

Другая проблема, которая связана с релоцированными сотрудниками, — потенциальная потеря ими налогового резидентства России при длительном (более полугода) нахождении за границей.

Эксперты также обращают внимание на разные схемы выплаты зарплат работающим в России, которые имеют возможность применять работодатели в целях налоговой оптимизации.

Схемы получения доступа к зарплате для релоцировавшихся

Официальных оценок того, сколько россиян переехали за границу после начала спецоперации, нет. Судя по сообщениям миграционных властей стран, куда массово въезжали граждане России, совокупно речь идёт о сотнях тыс. человек. Так, только в сентябре в Казахстан уехали около 200 тыс. россиян, в Грузию — 70 тыс. и в Армению — 60 тыс., подсчитывали в британской компании Oxford Economics.

Значимая часть уехавших продолжили работать на российские компании удаленно и получать зарплату на российские карты. Но теперь у граждан России существуют проблемы с доступом к денежным средствам за границей.

В марте 2022 года из России ушли международные платежные системы Visa и Mastercard, из-за чего их карты, выпущенные российскими банками, прекратили работать за границей. Две другие платежные системы, карты которых имеют возможность выпускать российские банки, — национальная «Мир» и китайская UnionPay — работают за рубежом с ограничениями. Карты UnionPay работают в 180 странах, но их приём обеспечен в основном в самых туристических местах, а некоторые европейские банки отключили от обслуживания все российские карты вне зависимости от платежной системы.

Карты «Мир» работали в десяти государствах — в основном это СНГ и популярные у российских туристов страны. В сентябре Минфин США предупредил иностранные банки о рисках ввода санкций против них за сотрудничество с российской платежной системой «Мир», после этого многие зарубежные кредитные организации начали останавливать приём этих карт. К примеру, банки Турции целиком прекратили обслуживать карты «Мир», но они по-прежнему продолжают работать в Казахстане, Таджикистане, Вьетнаме, Армении, Киргизии и Белоруссии, но теперь их обслуживает меньшее число банков и ими в реальных условиях нельзя расплатиться в торговых точках. Также некоторые банки принимают только те карты «Мир», которые выпустили неподсанкционные российские банки.

За рубежом «Мир» можно применять для снятия наличных в банкоматах. Деньги сразу конвертируются в местную валюту. Далее их можно «закинуть» через банкомат на иностранную карту либо пользоваться наличными.

Одним из самых рабочих способов получения доступа к своей зарплате для россиян за границей может быть перевод средств с российской карты за рубеж при помощи систем денежных переводов «Золотая корона», Contact, «Юнистрим» и т.п. Отправленные через них деньги можно получить на карту иностранного банка или наличными в отделении банка — партнера системы. Также можно отправить деньги с российского на иностранный счёт при помощи системы SWIFT или корреспондентских счетов. Последние варианты подходят не всем российским банкам, так как кредитные организации под санкциями столкнулись с отключением от SWIFT и корреспондентских счетов в зарубежных банках-партнерах. К примеру, ЕС отключил от SWIFT Сбербанк, МКБ, Россельхозбанк, ВТБ, «Открытие», банк «Россия», Промсвязьбанк, Совкомбанк, Новикомбанк и ВЭБ.РФ.

Если зарплатная карта выпущена подсанкционным банком, то для обхода возникших ограничений россияне сначала имеют возможность перевести деньги на свой счёт в российском банке не под санкциями, а потом отправить с него средства на иностранную карту. При этом у некоторых банков под санкциями работают трансграничные переводы в дружественные страны.

«Мы разрешаем сотрудникам менять банк для получения заработной платы. Это делается в том случае, если банк, куда переводилась зарплата прежде, находится под санкциями и переводы имеют возможность быть затруднены», — приводит пример работы своей компании руководитель кадровой службы «СКБ Контур» Эльмира Ямилова. Она добавляет, что если в стране пребывания сотрудника действует филиал или представительство «Контура», то зарплата выплачивается работнику от дочернего юрлица на местные счета. «Сотрудник сразу продолжает получать деньги на свою карту и может тратить их по своему усмотрению, как и прежде», — описывает HR-специалист.

«Проживающие в недружественных странах сотрудники делают так: с российской карты переводят деньги через приложение на белорусскую карту системы «Мир» (в Белоруссии также выпускаются карты «Мир». — РБК), а далее через приложение белорусского банка — на белорусскую Visa или Mastercard, которой можно пользоваться в той же Черногории», — описал ещё один способ получения зарплаты источник РБК, знакомый с использованием схемы. Международные платежные системы не объявляли об уходе из Белоруссии.

Для того чтобы избежать связанных с банковскими картами проблем, работодатели имеют возможность применять компанию-агента, которая будет от их имени выплачивать зарплату, рассказывает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. «Заключается договор об агентских функциях с компанией, являющаяся резидентом другой страны. На её счёт перечисляются зарплатные средства, и за определенную комиссию она расплачивается с российскими работниками», — разъяснил он.

Способы налоговой оптимизации

Санкционные ограничения создали ситуацию, когда компании, с одной стороны, боятся непреднамеренно нарушить законодательство, проводя расчеты с другими странами, а с другой — желают оптимизировать налоговые издержки, отмечает руководитель практики «Интеллектуальное право. Трудовые отношения и споры» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Александра Акимова. Возможно, некоторые компании считают оптимальным выходом использование альтернативных схем вместо обычных трудовых отношений с уехавшими сотрудниками, но такие схемы имеют возможность вызвать вопросы у проверяющих органов, рассуждает юрист.

Финансовая сторона вопроса — в том, что за уехавших сотрудников до того, как они потеряют налоговое резидентство России, и при условии, что сотрудник не уведомлял компанию о релокации, страховые взносы и налоги продолжает платить российский работодатель. После потери сотрудником резидентства (если человек пребывает в другой стране более 183 дней в течение одного года) работодатель должен перестать быть налоговым агентом, обязанность уплачивать НДФЛ утрачивается.

В конце июля Минфин предложил поправки в Налоговый кодекс, которые обязывают россиян, пробывших более полугода за границей, но работающих дистанционно на Россию, платить НДФЛ не 13% (или 15% при зарплате от 5 млн руб. в год), а 30% — такой является ставка подоходного налога для источников за пределами России. В конце октября в интервью РБК министр финансов Антон Силуанов говорил, что считает такой подход «справедливым». Но спустя месяц министр заявил, что Минфин все же склоняется к сохранению НДФЛ для уехавших россиян на уровне 13% и что данный вопрос прорабатывается в парламенте.

Чтобы обезопасить себя от налоговых издержек и сэкономить на страховых взносах, компании имеют возможность применять следующие варианты оптимизации, перечисляет Сафонов.

  • Оформление работников по договору с частным агентством занятости. Работник официально числится в агентстве занятости или в аффилированном лице, а по сути работает на другую компанию. Во многих случаях в таких случаях вбелую платится лишь МРОТ, а остальное — «в конверте», что помогает экономить на налогах и взносах, уточняет эксперт.
  • Заем работнику от работодателя вместо зарплаты. «Заем можно списать как расходы компании и не учитывать в налоговой базе для налога на прибыль; с займа в отличие от зарплаты не следует платить страховые взносы», — указывает Сафонов.

  • Предоставление работнику неоплачиваемого отпуска с выплатой бонуса. Схема могла использоваться во время мобилизации, когда работодателям стали приходить повестки для вручения сотрудникам, добавляет Акимова. При этом с бонуса также не следует платить страховые взносы, отмечает Сафонов.

Если эти схемы используются не в массовом порядке, а точечно и аккуратно, комбинируются с традиционными способами оплаты труда, то риски их использования минимальны, особенно в условиях моратория на плановые проверки, полагает Акимова. Но компания все же должна быть готова обосновать целесообразность применения той или иной схемы в контролирующем органе, если он всё же начал проверку, предупреждает юрист.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля