Ольга Леонова
Об этом пишет издание «РИА Крым».
Солнце ещё не вышло не только из-за Медведь-горы, но и из моря, а в «Артеке» уже раздаются детские голоса. Артековцев ждет новый, предпоследний день смены, полный, как и все остальные 20, радости, пользы и дружбы.
Целый рабочий день в Международном детском центре, который знает весь мир, мы будем не только корреспондентами, но и так называемыми «звездными вожатыми». Это значит — с утра и до ночи бок о бок с артековцами: на построении и зарядке, за общим обеденным столом, мы разделим их торжество соревновательных побед и горечь проигрышей. А ещё нам надо их немного научить азам своей работы. Ведь отряд для нас подобрали профильный — медиа.
На 10 девчонок ноль ребят
В отряде старшеклассники, вернее, старшеклассницы, поскольку одни девчонки. И вожатые также — чуть старше своих воспитанников, зажигалки и заряжалки: с утра настраивают артековцев на лучшее, дарят улыбки и позитив.
На самом деле, мы видим, как наши девочки устают к концу смены. Все потому, что они всё время заняты: с утра после завтрака школа, уроки, все необходимые контрольные без поблажек сдают в Артековской школе, потом разные кружки, занятия. В обед у нас все спят, бодрствующих нет, рассказывает вожатая Настя.
Но до обеда ещё далеко. Мы — на зарядке, даже зимой она на свежем воздухе. Надо сказать, в Крыму это не сложно: на улице +10. Темп бодрый, прыгаем дальше, руками машем активнее, тянемся выше. Вместе со всеми. Хоть мы и в своих черных куртках, а школьницы в синих — это цвет формы лагеря «Хрустальный», в состав которого и входит наш медиаотряд.
После зарядки завтрак. Кормят здесь как в армии — то есть хорошо: по нормам витамины, калории, сочетание белков, жиров и углеводов. Нет, на столе не одна куриная грудка и сельдерей, а очень даже домашняя творожная запеканочка с вареньем, бутерброды, манная каша. Бери, сколько хочешь, на выбор. Вкусно.
И в обед, и в полдник, и за ужином блюда также на выбор. Обязательно фрукты, мясо и рыба. Кстати, свинину здесь не дают: ведь дети едут из разных регионов. Вдруг её кто-то не ест.
Наораться вволю
Весь процесс жизни в «Артеке» сопровождают кричалки. То тут, то там раздаются голоса хором: отряды приветствуют друг друга, своих соотрядовцев, сотрудников, вожатых. По этой причине тут всегда непривычно громко. Сначала немного удивительно, что детям разрешают кричать, почти орать данные слоганы, ведь и в школе, и дома на детей только шикают.
Идем фотографироваться под елочку на площадь «Хрустального». Селфи, видео — в ход идут все приемы, ведь отряд, повторюсь, медиа. Девчонки знают секреты, как снять себя и прочих хорошо.
Над нами тем временем возвышаются прекрасные зимние крымские горы — с одной стороны Аю-Даг, где живет артековская легенда дедушка Абсолют, а с другой — декабрьскими тучами прикрыта Гурзуфская яйла. Ещё немного, и там выпадет снег. А здесь, внизу, на клумбах вечнозеленые листья лавра и можжевельника, яркие капли уже распустившихся диких ирисов в траве — в декабре! Воздух — потрясающий.
Морские волчата
У моря ещё лучше. Идем к нему, на время расставшись с нашими девушками. На море сегодня ещё одни итоговые соревнования морских отрядов. У пристани вяжут узлы юноши и девушки в матросках.
Яна, ты лучшая! кричат девушке, которая на ощупь в закрытой коробке пробует разобраться на скорость с морскими веревочными хитросплетениями. Рядом на небольшом ялике, вытащенном на берег, ребята ставят парус. Также на время.
В море готовятся выйти сразу несколько лодок. Они пойдут по волнам почти километр и станут на стартовую линию, чтоб выяснить, кто первым прибудет к финишу, то есть в артековский порт.
На катерке идем и мы с ними к началу гонок.
Суши весла!!!, зычно кричит главный судья соревнований. Весла всех лодок дружно взмывают в воздух, чтоб взрезать волну и оттолкнуть лодку как можно дальше.
Здесь по-настоящему командная работа. Вообще в «Артеке» по-другому не бывает. Только разом.
Иии рррраз!, командуют на лодках сигнальщики. Отрядные лодки, представляющие детские лагеря, наперегонки стремятся в заветный порт. Никого не смущает, что от брызг те, кто на носу, немного мокрые. Они точно не заболеют — столько в их крови адреналина.
А на берегу адреналинят их соотрядовцы. Кричат и поддерживают так, что бакланы удивленно оглядываются со скал-близнецов Адалар и тревожно машут крыльями. Ну, про то, что здесь кричать не запрещают, мы уже писали.
Причаливаем. Перетягивания каната, как и награждения победителей, увидеть, к сожалению, не удастся, нас ждут соревнования наших подшефных.
Битва клипов и плакатов
Девчонки наши уже подготовились, накрасились, волнуются страшно. Впереди три конкурса на сцене: надо показать заранее заготовленный мини-фильм на тему новогоднего «Артека», презентовать собственноручно сделанные плакаты для столовой и по заданной канве и словам придумать самую интересную историю.
У участников нервы на пределе, а жюри, в состав которого нас включили, растеряно: мы не понимаем, кто должен быть лучшим, ведь все хороши — каждый в своём.
Но победа не бывает абсолютной: кто-то занимает второе место. И вторые — как раз наши девочки из «Хрустального». Плачут, тушь течет по щекам. Утешаем как можем, обнимаем крепко. В Международном детском центре обниматься — признак хорошего тона.
Мы 20 дней готовились, три недели, всхлипывает рыженькая девочка с веснушками.
Значит, мы плохо готовились. Вон «Янтарный» не спали в ночное время, плакаты рисовали. А мы…, рассудительно отвечает ей вторая рослая старшеклассница.
Ну что ж, объективная самокритика — это хорошо.
Итоги подведены, и девушек ждет обед и тихий час, а нас как гостей — экскурсия по «Артеку». (Хотя мы, если честно, после таких зашкаливающих эмоций также были б не против узнать, что такое знаменитый артековский абсолют).
Абсолют и правда есть. Жизнь на несколько часов затихает. Нигде не видно детей, никто не шумит. Только морской прибой и ветви кипарисов под ветром.
Нас водят по пушкинским местам, рассказывают историю лагеря, показывают исторические дачи на территории, музеи космонавтики и кино, парки. Впечатлений масса. Какой же «Артек» огромный. Одних сотрудников — три тысячи человек.
Наш выход
Тем временем начинает темнеть. Ведут на полдник. И кормят знаменитым артековским лакомством — венскими вафлями. Тут три пищевых легенды, слава о которых гремит по всему «Артеку» — вафли, блинчики и мороженое.
Все дети любят сладкое. Его можно купить ещё и отдельно, в автоматах. Но выбор поражает: никаких вредных газировок и шоколадок — только морсы, квас, злаковые батончики, яблочный зефир. Сплошной ЗОЖ, и здесь все продумано.
После полдника — выход «звездных вожатых». То есть нас. Рассказываем о своей работе, даем советы на будущее. Некоторые и после абсолюта засыпают. Прямо сидя на стульях. Вспоминаем, что ещё утром нам говорила вожатая Настя и меняем тактику. Предлагаем интерактивности. Игры.
Зал включается, смеются, шутят, выбирают победителей. Сами. Вроде довольны. Ура!
Вечер перед расставанием
Зимой темнеет рано. И в темноте зажигаются огни Артек-Арены. Последний вечер этой смены с очень символическим названием: «Встреча перед расставанием». Тема — новогодняя. Сценарий, музыку и песни придумывала режиссерско-постановочная группа совместно с вожатыми, они же на сцене, а голоса не хуже, чем у настоящих артистов. Молодцы. Костюмы откровенно хороши и даже по-театральному богаты.
На трибунах сидят отряды в разноцветных куртках, по цветам каждого из лагерей — красные, фиолетовые, синие, голубые… Пускают по рядам волну, хлопают, подпевают, машут флагами. А в глазах — грусть. Ведь завтра им разъезжаться в разные уголки бескрайней России.
«Артек» может научить жить. Потому что в «Артеке» ты учишься коммуникациям с другими людьми, общению, показывать свой талант, проявлять себя. И дружить. Дружить, любить – всему этому учит «Артек» нас, уверенно говорит в наш микрофон Лена из Москвы.
Но хоть говорит она хорошо поставленным голосом, но видно, что это искренне.
Мы сначала, когда узнали, что у нас будут в отряде одни девочки, за голову схватились. Как быть, как избежать женских склок. Но вроде все устаканилось очень быстро. Девчонки дружные, всё делают вместе.
И это правда так. Мы не видели, как происходит прощание, но нам о нем много рассказывали: как плачут и обнимаются, как вновь стараются быть первыми в своих увлечениях, участвовать в олимпиадах и соревнованиях, чтобы заслужить заветную путевку, как через много лет приезжают в «Артек» уже взрослыми бородатыми дядями. Нам показывали угольки прощального костра и рассказывали, как артековец 60-х сохранил и привёз их из Эмиратов как реликвию детства, а потом, через 40 лет, передал их в музей одного из лагерей.
Воистину, как поется в песне, «артековец сегодня артековец всегда».
Мы уезжаем из лагеря. Суровая охрана Росгвардии запирает за нами ворота. За ними остается ни на что не похожая страна, созданная в 1925 году. Неофициальное государство удивительной детской теплоты и юношеского счастья.