Из-за санкций Россия потеряла 76 пассажирских самолетов. Об этом сообщил журналистам на открытии выставки «Россия в движении» глава Минтранса Виталий Савельев, пишет издание «Комсомольская Правда».
Речь о тех самых самолетах, которые на момент введения санкций так или иначе находились за рубежом: выполняли какие-то рейсы, проходили техобслуживание и т. п.
"Нас застали врасплох решением забрать самолеты", заявил Савельев. "У нас их просто задержали."
Кто уже забыл, как всё было, вспомним: весной 2022 года Евросоюз ввёл запрет не только на поставку России новых самолетов европейского производства и запчастей к ним, тем не менее и на использование нашими авиакомпаниями тех бортов, что принадлежали европейским лизинговым компаниям. А это был почти весь парк «эйрбасов» и «боингов», на которых летали российские перевозчики.
Как рассказывали тогда эксперты, решение и последовавшие за ним аресты всех «подсанкционных» бортов, которые только нашлись за рубежом, были беспрецедентными — потому и застали врасплох. Под арест попали даже те самолеты, которые были отправлены за застрявшими в иных странах нашими туристами, - по согласованию с властями этих стран.
Тем не менее вернемся из марта-апреля 2022 года в в этот день. Обычному россиянину официальная цифра «потерь» - 76 самолетов — мало что говорит. Это много или мало и летать-то нам есть на чем?
Со слов Виталия Савельева, в настоящее время в парке наших авиакомпаний 1167 пассажирских самолетов. Если верить данным из реестра Росавиации, из них порядка 800 — магистральные, на которых можно летать по более-менее дальним и средним маршрутам. На начало 2023 года у наших авиакомпаний было 316 «боингов», 306 «эйрбасов» и 156 «суперджетов» (остальные борта — в основном для местных линий). Простая арифметика показывает, что потери — менее 10% от оставшегося магистрального парка.
Правда, проблемы на этом не заканчиваются. Из-за санкций большая часть самолетов-«иномарок» оказались с «двойной регистрацией»: они переведены в отечественный реестр, тем не менее по-прежнему значатся в бермудском или ирландском. То есть летают уже с российскими сертификатами летной годности (сертификат этот подтверждает, что самолет прошёл все проверки и на нем можно безопасно летать). Тем не менее не сняты с зарубежной регистрации- это невозможно сделать без согласия на то западной компании-лизингодателя, которая по-прежнему значится владельцем самолета. Из-за этого такие борта используются только по России. И не имеют возможность отправиться даже в дружественные зарубежные страны: двойная регистрация считается нарушениям международных правил безопасности полетов — с формальной точки зрения, непонятно, какая страна будет отвечать за самолет в случае ЧП.
Это одна из причин, по которой наши авиакомпании так ждут «чистые» в юридическом отношении новые отечественные самолеты. Если поставки запчастей к «иномаркам» через третьи страны наладить ещё как-то получилось, то вопрос с «дебермудизацией» бортов оказался более сложным.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Так наши производители собираются замещать «боинги» и «эйрбасы»
Самолет Поставки до 2030 года
SSJ-NEW* 142
МС-21-310 270
Ту-214 115
Ил-96-300 12
*импортозамещенный «суперджет»
(Прогнозы поставок из комплексной программы развития авиаотрасли до 2030 года)