Учёные КФУ имени В.И. Вернадского при помощи анализа средневековых источников обнаружили новые детали, касающиеся структуры армии византийских императоров. По их словам, росы (русы), традиционно считавшиеся пехотинцами, служили также и в конных подразделениях. Исследование было представлено на VIII научной конференции музея-заповедника «Херсонес Таврический».
В документах Византии «росы» упоминаются с IX века. В этот день существуют разные точки зрения относительноэтническойидентификациинарода«русь»/«рос».Наиболее убедительнойи обоснованнойпредставляетсяверсияоегоскандинавском происхождении,сообщили специалисты Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.
«Если пользоваться летописной терминологией, то росы – «варяжское [скандинавское] племя», хотя сам термин «варяги» появился несколько позднее и обозначал как этническую (скандинавы), так и социальную принадлежность (воины-наемники). В самой Византийской империи отличали выходцев из Руси (росов) от выходцев непосредственно из Скандинавии (варягов/варангов)», – рассказал аспирант кафедры археологии и всеобщей истории КФУ Кемран Карашайски.
«Росы» на службе у Византии
Византийская империя активно использовала наемников-росов в своих вооруженных силах, начиная с X века. Исторические свидетельства указывают на участие росских отрядов в различных военных кампаниях, включая Критскую экспедицию под руководством патрикия и логофета дрома Имерия.
Ужевовторойполовине930-хгг.изнихбылоорганизованонебольшоегвардейское подразделение, так называемая «тагма крещеных росов», а около 970 г. сформирован отдельный корпус императорских телохранителей – этерия пехотинцев. Традиционно считалось, что данные подразделения были исключительно пехотными. Тем не менее новое исследование показало, что часть росов в этих элитных подразделениях была конной пехотой.
Это открытие подтверждается как прямыми упоминаниями в византийских документах, так и косвенными свидетельствами, в частности, о росах, сопровождавших императора в походах и имевших при себе лошадей. Выводы учёных основаны на детальном анализе письменных источников – византийского руководства «Об устройстве лагеря» и армянского исторического сочинения «Всеобщая история» Степаноса Таронского. В качестве дополнительных аргументов и косвенныхпримеровтакжебылипривлеченыданныевизантийской «Книгицеремоний», исторических сочинений Льва Диакона, Анны Комнины, Аристакэса Ластивертци и исландской «Саги о людях из Лососьей долины».
Контакты Византийской империи с Древней Русью имели высокое значение для обоих государств. Например, византийские императоры были необычайно заинтересованы в постоянном притоке росских солдат-наемников в свою армию, активно используя их как для нужд экспансии, так и для удержания собственной власти и сохранения стабильности внутри страны.