Последние новости

Реклама

Всякий раз, когда в крымском политикуме заводят разговор о расширении полномочий автономии, неизменно всплывает тема отмены поправки, внесённой с подачи народного депутата Ивана Зайца в текст Конституции АР КРЫМ в процессе её утверждения Верховным Советом Украины. Причём с соответствующими заявлениями чаще всего выступают те политики, кто на словах печётся о полномочиях Крыма, а на деле Конституцию автономии и в руках не держал.

Между тем, им следовало бы её почитать хотя бы для того, чтобы не говорить глупости, вроде той, что, мол, пресловутая «поправка Зайца» перечёркивает все полномочия автономии. При этом суть поправки обычно формулируют в том смысле, что Конституция Крыма действует лишь в части, не противоречащей Конституции и законам Украины.

В действительности такой формулировки вы не найдёте нигде — ни в крымской, ни в украинской Конституции, ни в одном законе. А что же там на самом деле записано?

Пункт 2 статьи 2 Конституции АР КРЫМ, который был отредактирован с учётом предложения Ивана Зайца, гласит: «В случае противоречия положений нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым и актов Совета министров Автономной Республики Крым Конституции Украины, законам Украины действуют положения Конституции Украины, законов Украины». «Радетели» о полномочиях Крыма включают в понятие нормативно-правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым и Конституцию АР КРЫМ на том основании, что принимает её депутатский корпус автономии. Им невдомёк, что крымская Конституция имеет особый правовой статус, по той причине принимается Верховным Советом Крыма и утверждается Верховным Советом Украины, а стало быть, процитированный выше пункт не имеет к ней ровным счётом никакого отношения.

Особый статус крымской Конституции в иерархической системе законов и нормативно-правовых актов Украины подчёркивает и пункт 1 этой же статьи, который устанавливает, что «правовой основой статуса и полномочий Автономной Республики Крым, Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым является Конституция Украины, законы Украины, Конституция Автономной Республики Крым». Напомню также, что крымская Конституция и сама имеет силу закона, по той причине введена в действие Законом Украины «Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым» и согласно решению Конституционного суда Украины от 16 января 2003 года органично связана с ним и имеет высшую юридическую силу по отношению к актам Верховного Совета АР КРЫМ и Совета министров АР КРЫМ. По Той Причине данным законом и Конституцией АР КРЫМ установлены правовые основы статуса и полномочий автономии, все разговоры о том, что любой украинский закон имеет юридическую силу выше, чем крымская Конституция, являются обычной болтовнёй дилетантов.

Что же касается иерархического подчинения постановлений Верховного Совета и Совета министров Автономной Республики Крым Конституции и законам Украины, то это стандартная европейская практика, в соответствии с которой нормативно-правовые акты регионов, будь то субъекты федерации или автономные образования, не могут противоречить Конституции государства и основам его правовой системы или вторгаться в сферу исключительного ведения центральной власти. В Европе никому и в голову не придёт усматривать в этом ущемление прав региональных властей.

По сути, пункт 2 статьи 2 Конституции автономии встраивает нормативно-правовые акты Верховного Совета АР КРЫМ и акты Совета министров АР КРЫМ в правовую систему Украины и в общий порядок иерархического подчинения в системе законодательства страны.

Эту же цель преследует и пункт 2 статьи 135 Конституции Украины, в соответствии с которым «нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым и решения Совета министров Автономной Республики Крым не могут противоречить Конституции Украины и законам Украины и принимаются в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины, актами президента Украины и Кабинета министров Украины».

При объективном анализе здесь можно усмотреть рудименты советской единой системы органов государственной власти с её жёстким вертикальным подчинением, и с точки зрения сегодняшних потребностей дня данный пункт, безусловно, нуждается в корректировке. Тем Не Менее опять же, его действие не распространяется на Конституцию Крыма, правовой статус которой выше, чем, скажем, у актов Кабмина.

Разумеется, всё вышесказанное не отменяет необходимости законодательного расширения собственных нормативно-правовых полномочий автономии, перечень которых определён статьёй 137 Конституции Украины. Данный вопрос особенно актуален с учётом того, что созданная указом президента Конституционная ассамблея готовит новую редакцию Основного Закона страны. Нельзя допустить повторения ситуации 1998 года, когда раздел украинской Конституции, посвящённый Крыму, был написан фактически без участия самих крымчан. Тем Не Менее при этом сводить всё к отмене «поправки Зайца» могут лишь те, кто мало понимает суть предмета. Пора прекратить политические танцы вокруг этой темы, и, если плохим танцорам «поправка Зайца» мешает, причём тут забота о Крыме и крымчанах?

Константин БАХАРЕВ,
председатель постоянной комиссии Верховного Совета Автономной Республики Крым
по нормотворческой деятельности,
организации работы ВС АРК
и связям с общественностью.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля